Особенности расчета заработной платы в бюджетной сфере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности расчета заработной платы в бюджетной сфере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наряду с надбавками и доплатами работникам учреждения может выплачиваться материальная помощь, решение о выплате которой принимается руководителем учреждения. Обычно выплата производится в фиксированной сумме (например, 1000 руб.). Ее размер зависит от величины непредвиденных затрат человека и финансового состояния учреждения.

Начисления за отработанное рабочее время. Размер оплаты повременщиков зависит от количества отработанных часов и часовой тарифной ставки. Работнику повременщику, отработавшему по табелю месячную норму времени не может быть установлена оплата ниже МРОТ и (кроме совместителей). Если в течение месяца изменилась тарифная ставка, то начисление за каждый период ведется по разным ставкам. Рассчитывается по формуле:

ЧСПхКОЧ=ППО,

где ЧПС – часовая ставка повременщика, КОЧ – количество отработанных часов, ППО – повременно-почасовая оплата.

Оплата по утвержденным окладам выполняется умножением количества отработанных за месяц дней на стоимость дня в данном месяце, определяемом делением оклада на количество рабочих дней в месяц по графику. Исчисляется по формуле:

(О:КЧМ) хКОЧ=ОПО,

где О – утвержденный оклад работника, КЧМ – количество часов в месяц по графику, КОЧ – количество отработанных часов, ОПО – оплата повременщиков окладная.

Доплата за совмещение должностей окладникам производится по согласованию с руководителем при наличии факта сокращения штатной численности в%% от занимаемой должности, рассчитывается по формуле:

(ОСР:КЧМ) хКСЧхПР=ДОС,

где ОСР – оклад совмещаемого работника, КЧМ – количество часов по графику, КСЧ – количество часов совмещения, ПР – процент доплаты, ДОС – доплата окладникам за совмещение.

Доплата за работу в ночное время повременщикам производится умножением количества отработанных ночных часов на часовую ставку повременщика и на установленный процент, рассчитывается по формуле:

КЧНхЧСПхПР=ДНП,

где КЧН – количество ночных часов, ЧСП – часовая ставка повременщика, ПР – процент доплаты, ДНП – доплата ночных повременщика

Рабочим, выполняющим кроме своей основной работы обязанностей по другой профессии (при условии сокращения численности против нормативов), производится доплата за совмещение профессий. Доплата производится дифференцировано, в зависимости от сложности характера и объема выполняемой работы по другой профессии, рассчитывается по формуле:

ТССхКСЧхПР=ДСП,

где ТСС – тарифная ставка по совмещаемой работе, КСЧ – количество часов совмещения, ПР – процент доплаты, ДСП – доплат за совмещение должностей.

Ненормированный рабочий день – это особый режим рабочего дня, допускаемый трудовым законодательством для определенной категории работников, продолжительность труда которых по характеру их деятельности не всегда может быть ограничена рамками нормального рабочего времени или не поддается точному часовому учету. В качестве компенсации за работу во внеурочное время работникам с ненормированным рабочим днем устанавливается дополнительный отпуск. Его продолжительность определяется в зависимости от степени нагрузки частоты привлечения работников во внеурочное время. Некоторым категориям устанавливается доплата за периодические переработки длительности рабочего дня, вызванные производственной необходимостью в размере не свыше 25% к окладу, рассчитывается по формуле:

(О:КЧМ) хКОЧхПР=ДНД,

где О – оклад работника, КЧМ – количество часов в месяц по графику, ПР – процент доплаты, ДНД – доплата за ненормированный день.

Временным заместительством для АУР (ИТР и служащих) считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью или связано распорядительными функциями. Замещающему работнику выплачивается оклад замещаемого работника, если последний не является штатным заместителем, если замещение длится не менее 12 и не более 30 дней. Назначение работника И.О. не считается временным заместительством, а рассматривается как перевод на другую работу с согласия работника. Доплата исчисляется в виде разности окладов. Доплата за временное заместительство рассчитывается по формуле:

(ОЗА – (О+НП)):КЧМхКЧЗ=ДВЗ,

где ОЗА – оклад замещаемого работника, О – оклад замещающего работника, НП – надбавка персональная, КЧМ – количество часов в месяц по графику, КЧЗ – количество часов замещения, ДВЗ – доплата за временное заместительство.

При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневке один выходной день. Еженедельным непрерывным отдыхом считается перерыв в работе окончанием предвыходного дня и началом первого, следующего за выходным рабочего дня, длительностью 42 часа. Работа в выходные и праздничные дни официально запрещается, кроме исключительных случаев. Работник может быть привлечен к работе в выходные и праздничные дни для производства ремонтных, аварийных и некоторых других работ, которые не могут быть выполнены в другой день недели по производственным условиям, а также к работам, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующее предприятие), работы по обслуживанию населения. В непрерывно действующих предприятиях, а также при суммированном учете рабочего времени, работа в праздничный день включается в месячную норму времени. Привлеченным к труду в выходной день предоставляется отдых в другой день в течение 2-х недель. Только в исключительных случаях разрешается работа сверх месячной нормы времени. Если работник является на работу в выходные дни по своей инициативе, то он не имеет права ни на какую компенсацию. Если предоставление дней отдыха невозможно (увольнение и др.), то работа в выходной день оплачивается. Работа в праздничные дни оплачивается в двойне, либо предоставлением дня отдыха и одновременно оплата в одинарном размере. Временным рабочим, принятым на срок не свыше 6 дней, работа в дни отдыха в пределах этих 6 дней оплачивается в одинарном размере. Минтруда РФ ежегодно устанавливает числа выходных и праздничных дней. Оплата за работу в выходные и праздничные дни не по графику рассчитывается по формуле:

ВВПхР=ОВП,

где ВВП – выработка в выходные и праздничные дни, Р – установленная расценка, ОВС – оплата вне графика сдельщику.

Оплата за работу в выходные и праздничные дни повременщику не по графику производится в размере двойной тарифной ставки за фактически отработанное время, либо предоставляется отгул в другие дни и одинарная оплата, рассчитывается по формуле:

КВПхЧСП=ОВП,

где КВП – количество выходных, праздничных часов, ЧСП – часовая ставка повременщика, ОВП – оплата вне графика повременщиков.

Оплата за работу в выходные и праздничные дни окладчикам не по графику выполняется в размере двойной дневной ставки, либо отгул и оплата в одинарном размере, рассчитывается по формуле:

(О:КЧМ) х КВП=ОВО,

где О – оклад работника, КЧМ – количество часов в месяц по графику, КВП – количество выходных, праздничных часов, ОВО – оплата вне графика окладникам. Доплата за высокий класс квалификации производится рабочим, имеющим по своей специальности высокие квалификационные способности и умение, и применяющим их в каждодневной работе, рассчитывается по формуле:

ПохПР=ДВК,

где ПО – прямая оплата, ПР – установленный процент, ДВК – доплата за высокую квалификацию.

Понятие сверхурочной работы применимо только к работникам с нормированным рабочим днем. Не считается сверхурочная работа, производимая хотя и сверх установленного законом нормированного дня и на том же предприятии, но без распоряжения администрации. Сверхурочные работы, как правило, не допускаются. Исключительные случаи допуска сверхурочных работ могут иметь место в следующих случаях: при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленно устранения их последствий; при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации и т.п. не допускается, сверхурочные работы для возмещения времени, потерянного вследствие опозданий, прогулов, простоев и т.п. для работников норма сверхурочных часов установлена в течение двух дней подряд не более 4 часов в сутки и 120 часов в год. Оплат сверхурочных часов производится и в том случае, когда применяется суммированный учет рабочего времени. Сверхурочными считаются часы, проработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени за месяц. Сверхурочная работа, выполняемая в месте командировки, пославшим предприятием не оплачивается. Оплата может быть произведена по распоряжению руководителя принявшего командируемого. Оплата сверхурочных производится за первые два часа в полуторном, а за последующие не менее чем в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается. Рассчитывается по формуле:

ОВСхР=ОСС,

где ОВС – объем выработки за сверхурочные часы, Р – расценка, ОСС – оплат за сверхурочную работу сдельщику.

Оплата за работу в сверхурочное время повременщику рассчитывается по формуле:

КЧСхЧСП=ОСП

Оплата за работу в сверхурочное время окладчику рассчитывается по формуле:

(О:КЧМ) хКЧС=ОСО

Начисления за рабочее неотработанное время.

Кормящим матерям и женщинам, имеющим детей в возрасте до одного года, предоставляется оплачиваемый перерыв для кормления ребенка. Перерыв предоставляется не реже чем через три часа продолжительностью не менее тридцати минут каждый перерыв. При наличии двух и более детей в возрасте до одного года продолжительность устанавливается не менее часа. Доплата за перерывы для кормления ребенка входит в рабочее время, рассчитывается по среднему:

СЧЗхКЧК=ОКМ,

где СЧЗ – среднечасовая зарплата за три предшествующих месяца, КЧК – количество часов кормления, ДКМ – доплата кормящим матерям.

Начисление основных, дополнительных и учебных отпусков.

Отпуска, предоставляемые работникам предприятия можно разделить на отпуска для отдыха и учебные отпуска лиц, совмещающих работу с обучением. Всем лицам, работающим по трудовому договору на предприятиях любых форм собственности, независимо от степени занятости, занимаемой должности, выполняемой работы, срока трудового договора и формы оплаты труда предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка. Лицам, работающим по совместительству, временным и сезонным отпускные начисляются на общих основаниях пропорционально отработанному времени, или им выплачивается компенсация. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск. Оплата очередных, дополнительных отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск подлежит включению в себестоимость продукции (работ, услуг). Оплата дополнительных отпусков, устанавливаемых по коллективному договору, для своих работников относится за счет чистой прибыли.

Читайте также:  Налоги на собственность для пенсионеров в 2023 году

Лицам, успешно обучающимся без отрыва от производства в Сузе и Вузе, для сдачи экзаменов и защиты дипломной работы предоставляется учебный отпуск согласно приказа руководителя и справки из учебного заведения. Отпуск предоставляется: вечерникам СУЗов 1 и 2 курсы – 10 дней, 3 и 4 курсы – 20 дней, подготовка дипломной работы 2 месяца, защита диплома 30 дней; вечерникам ВУЗов 1 и 2 курсы – 20 дней, 3 и 4 курсы – 30 дней, подготовка дипломной работы 4 месяца, защита диплома 30 дней; заочникам 1 и 2 курсы – 30 дней, 3 и 4 курсы – 40 дней на учебный год. Исчисляется по формуле:

СЧЗхКЛЧ=ОУД,

где СЧЗ – среднечасовая зарплата, КЛЧ – количество льготных часов, ОУД – оплата учебных и дипломных работ.

Лицам, успешно обучающимся без отрыва от производства в имеющих государственную аккредитацию Вузах независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме предоставляется учебный отпуск – 40 календарных дней для сдачи экзаменов и зачетов на 1 и 2 курсах, 50 календарных дней на третьем и последующих курсах; 4 месяца – для подготовки и защиты дипломной работы, 1 месяц – для сдачи государственных экзаменов.

При увольнении работника предусмотрена выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка в следующих случаях: призыв или поступление на военную службу, отказ работника от переезда вместе с предприятием в другую местность или продолжение работы при существующих изменениях условий труда, обнаружившееся несоответствие занимаемой должности или выполняемой работы и др. выходное пособие, начисленное по указанным мотивам, не входит в ФОТ и выплачивается за счет чистой прибыли. Замена выходного пособия предупреждением об увольнении не допускается. Начисление выполняется по формуле:

СЧЗхЧВП=ВПУ,

где СЧЗ – среднечасовая зарплата, ЧВП – количество часов выходного пособия.

Каждому работнику предоставляются ежегодные отпуска с сохранением рабочего места работы и среднего заработка. Замена отпусков денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуска. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечении шести месяцев.

До истечении шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

  • женщинам – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

  • работникам в возрасте до восемнадцати лет;

  • работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

  • в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленных в данной организации.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Продолжительность отпуска рассчитывается по календарю шестидневной недели с учетом субботних дней. Воскресенье и праздничные дни в число дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Если отпуск устанавливается в календарных днях, то в число дней отпуска входят и воскресные дни – праздничные нет. Исчисляется по формуле:

СДОхКДО=ООО,

где СДО – среднедневная оплата, КДО – количество дней отпуска, ООО – оплата ежегодного отпуска.

При наличии неиспользованного отпуска в момент расторжения трудового договора работнику предоставляется компенсация за неиспользованный отпуск, которая выплачивается по правилам расчета отпускных, исходя из числа дней, приходящихся на компенсацию на основании приказа об увольнении.

Исчисление средней заработной платы.

Порядок определяет правила исчисления среднего заработка, сохраняемого за работником, занятым в организациях, в случаях:

  • пребывания работника в ежегодном очередном отпуске;

  • пребывания работника в учебном отпуске;

  • выплаты компенсации за неиспользованный отпуск;

  • выполнения государственных обязанностей.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда выплат, к которым относятся:

  • заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

  • заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

  • заработная плата, выданная в неденежной форме;

  • денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;

  • заработная плата, начисленная преподавателям начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

  • разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работ�� (должности);

  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;

  • выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

  • премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет.

Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

  • за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ;

  • работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

  • работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

  • работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты соответствии с Законодательством РФ.

В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.

В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

В случае если работник за расчетный период, до расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в организации, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения.

Материальная помощь работникам

Материальную помощь выплачивают на основании приказа руководителя или заявления работника, подписанного руководителем.

В приказе о выплате материальной помощи указывают:

  • фамилию, имя и отчество лица, получающего помощь;
  • причину выдачи материальной помощи (например, в связи с тяжелым материальным положением, смертью члена семьи работника, пожаром, стихийным бедствием и т.д.);
  • сумму помощи.

Если материальную помощь выплачивают на основании заявления, то работник должен указать в нем причину, по которой она ему необходима.

Расчеты с работниками по оплате труда

Основные правила расчетов с работниками по оплате труда определены ст. 136 ТК РФ. При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника:

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
  • о размерах и основаниях произведенных удержаний;
  • об общей денежной сумме, подлежащей к выплате.

Выплата заработной платы возможна как через кассу учреждения, так и безналичным путем. В настоящее время широкое распространение получила такая форма выплаты заработной платы, как перечисление на специальные карточные счета.

Поэтому руководство учреждения может предусмотреть в коллективном или трудовом договоре положение о такой форме выплаты заработной платы работникам.

При открытии банковских карточек банки обычно взимают:

  • плату за первоначальное оформление карточек;
  • плату за годовое обслуживание карточек;
  • комиссию за перечисление зарплаты на счета сотрудников.

В соответствии с Письмом Минфина России от 18.05.2009 N 02-03-09/2039 возможность оплаты за счет средств соответствующего бюджета услуг кредитной организации на выплату заработной платы с использованием банковских карт относится к компетенции главного распорядителя бюджетных средств путем включения (либо невключения) в бюджетную смету бюджетного учреждения соответствующего направления расходов бюджета. В бюджетной смете могут быть заложены следующие расходы:

  • по открытию счетов в кредитной организации работникам получателей бюджетных средств;
  • по изготовлению банковских карт работникам получателей бюджетных средств;
  • по возмещению кредитной организации сумм годового обслуживания счетов банковских карт, держателями которых являются работники получателей бюджетных средств;
  • по перечислению денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы на банковские счета работников получателей бюджетных средств;
  • по обналичиванию перечисленной заработной платы работниками получателей бюджетных средств.

Иные расходы, связанные с использованием банковских карт работниками получателей бюджетных средств при осуществлении каких-либо операций по счету, должны осуществляться за счет работников.

Следует отметить, что каждый работник должен дать добровольное согласие на безналичное получение заработной платы и заключить соответствующий договор с банком.

Обратите внимание! Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Иные сроки могут быть установлены для отдельных категорий работников и только федеральным законом.

Читайте также:  Сроки рассмотрения гражданских дел в суде общей юрисдикции

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений: мифы и реальность

  • М. Еремеев
  • Идея реформирования системы оплаты труда возникла неслучайно, она была сопряжена с группой проблем:
  • уравниловка в окладах;
  • невыполнение стимулирующей функции;
  • устаревшая методология исчисления.

Все перечисленные проблемы «призвана» решить новая система оплаты труда.

Как известно, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации с 1 декабря 2008 года принято решение об отмене для соответствующих работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда и о переходе на новые условия оплаты труда.

Основанием для ее отмены послужило ставшее уже неактуальным для нынешнего времени деление бюджетных работников на восемнадцать разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда ставки, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных учреждений, — низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников в коммерческие структуры. Кроме того, Единая тарифная сетка не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату.

На протяжении последнего десятилетия зарплата бюджетникам начислялась согласно Единой тарифной сетке.

Однако действующая система оплаты труда, по мнению чиновников и самих работников, не дает возможности повышать ее размер, так как она жестко регулируется на федеральном уровне и строго регламентируется законодательными актами.

Всем гарантируются стабильные оклады, но при этом огромным недостатком является то, что они не стимулируют людей к повышению производительности труда и достижению лучших результатов своей работы.

  1. С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда. Согласно Постановлению новая система оплаты труда отменяет жесткую тарифную сетку, и зарплата бюджетников будет зависеть от следующих факторов:,
  2. — объема выполняемой работы;
  3. — уровня образования, квалификации;
  4. — профессиональных обязанностей работника;
  5. — должностных требований и др.

Однако Правительством Российской Федерации должен быть утвержден базовый оклад для каждой квалификационной группы, а также определены дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты. Данные выплаты будут входить в систему оплаты труда и устанавливаться с учетом повышающих коэффициентов.

Перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливается в соответствии с перечнем компенсационных и стимулирующих выплат, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития.

Размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера будут определяться руководителем учреждения и предусматриваться коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом. Размер данных выплат будет зависеть от сложности и напряженности работы, непрерывного стажа, а также от наличия звания или ученой степени работника.

Премии работникам бюджетного учреждения будут выплачиваться в зависимости от своевременного и качественного выполнения своих трудовых обязанностей в целях материальной мотивации работников за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, проявление инициативы и творчества.

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений вводится с целью привлечения молодых специалистов, а также повышения качества услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями.

Размеры должностных окладов будут определяться руководителем учреждения.

Они будут устанавливаться с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, в зависимости от сложности и объема выполняемой работы.

Также хочется отметить, что система оплаты труда будет устанавливаться с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • мнения представительного органа работников.

Обратите внимание: должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала возглавляемого им учреждения и может составлять до пяти размеров указанной сред��ей заработной платы.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано предприятие.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития.

  • Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 — 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
  • Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
  • Выплаты компенсационного характера

Новой системой оплаты труда также предусмотрены выплаты компенсационного характера. Министерство здравоохранения и социального развития должно установить перечень видов таких выплат, а также стимулирующих надбавок. Данные выплаты будут устанавливаться в процентном отношении к должностным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам или в абсолютных размерах.

Эти выплаты будут зависеть от таких факторов, как:

  • уровень профессиональной подготовки;
  • наличие высшей квалификационной категории или ученой степени;
  • сложность и объем выполняемой работы.

Конкретные размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера будут устанавливаться в коллективном договоре, соглашениях или локальном нормативном акте.

Заработная плата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера также будет состоять не только из должностного оклада, но и из выплат компенсационного и стимулирующего характера. Данные выплаты будут устанавливаться таким же образом, как и для работников бюджетного учреждения, то есть в процентном отношении к окладам или в абсолютных величинах.

Выплаты стимулирующего характера будут производиться по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, из денежных средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Система оплаты труда по смыслу ст. 135 ТК является совокупностью правил, определенных работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства и регулирующих 3 аспекта:

  • способ соотношения труда и вознаграждения работников, на основании которого строится порядок исчисления зарплаты;
  • форму (оклад или тарифная ставка) и размер (конкретная сумма или «вилка») основной части зарплаты;
  • компенсационные выплаты в форме надбавок и доплат и стимулирующие выплаты в тех же формах или в виде премий и иных выплат в части установления условий, размера и порядка исчисления.

В узком смысле под системой оплаты понимается способ соотношения меры труда и размера вознаграждения сотрудников.

Чаще всего применяются системы расчета, связанные с 2 основными формами зарплаты:

Форма зарплаты Система расчета Порядок исчисления зарплаты
1 Сдельная, когда плата начисляется за результат трудовой деятельности: количество выполненных работ, оказанных услуг. Прямая сдельная Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг
Сдельно-премиальная Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг + премия
Сдельно-прогрессивная Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг в пределах нормы + повышенная цена × количество работ сверх нормы
Сдельно-регрессивная Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг.

За перевыполнение плана расценки не повышаются

Косвенная сдельная Заработок вспомогательного сотрудника зависит от оплаты труда основных работников
Аккордная Оплата за объем (комплекс) работ
2 Повременная, когда плата работника зависит от отработанного времени. Простая повременная Тарифная ставка × рабочее время
Оклад × рабочее время
Повременно-премиальная Тарифная ставка × рабочее время + премия
Оклад × рабочее время + премия

Состав оплаты труда при балльной системе

В письме «Об установлении равной оплаты…» от 27.04.2011 № 1111-6-1 Роструд пояснил, что в целях соблюдения ст. 3 ТК о запрете дискриминации рекомендуется устанавливать одинаковый оклад сотрудникам одноименных должностей. Соблюдение ст. 132 ТК при этом обеспечивается разным размером надтарифной части оплаты. Это означает, что размер премий, надбавок и иных доплат может быть привязан к квалификации трудящихся, сложности их работы, количеству и качеству трудовой деятельности, а поэтому может различаться.

С учетом пояснения Роструда при определении состава заработка возможны различные ситуации.

Ситуация № 1. В организации есть работники, замещающие одноименные должности.

В таком случае работодатель может поступить исходя из 2 вариантов действий:

  1. Игнорировать указание Роструда и ввести оплату, целиком зависящую от набранных баллов. Однако велик риск, что трудящийся посчитает разную зарплату дискриминацией. Это приведет к спору.
  2. Действовать в соответствии с указанием Роструда. Тогда оплата будет равна совокупности оклада и надбавки из общего фонда зарплаты, рассчитываемой по отдельной формуле. При этом очевидно смешение с повременно- или сдельно-премиальным способом.

Ситуация № 2. Организация малочисленна, все трудящиеся замещают разные должности.

В этом случае работодатель может без риска использовать формулу расчета оплаты по балльной системе.

Пример расчета оплаты по бальной системе

Довольно распространённым примером является бальная система оплаты труда медицинских работников. Дело в том, что врачи и медики получают соответствующий своей должности оклад. Но при этом они получают компенсационные выплаты, которые определяются по количеству наработанных сверхурочно часов, переработке, ночным сменам и т.д. Это – одна из разновидностей бальной системы, пусть и не настолько прямая, как та, что обсуждалась ранее. Также бальная система в бюджетных учреждениях тоже применяется с определённой спецификой расчётов.

Для того, чтобы определить размер заработной платы сотрудника, нужно рассчитать следующее:

  • Сколько набрал тот или иной сотрудник баллов за расчетный период. Это делается при помощи специальной таблицы.
  • Определить, сколько всего было набрано баллов всеми работниками организации.
  • Определить, сколько средств будет направлено организацией на выплату заработной платы.
  • Рассчитать заработную плату, оперируя всеми вышеприведенными данными.

Общая оценка бестарифным системам оплаты труда

Для любой бестарифной системы характерны следующие черты:

  • простая форма взаиморасчетов с сотрудниками, прозрачность начислений;
  • мотивирует материально к возрастанию производительности труда;
  • в условиях обесценивания валюты и подорожания цен на товары, зарплаты трудящихся растут от объемов продаж;
  • присутствует фактор субъективности при оценке качества и эффективности труда руководителем предприятия;
  • нередко приводит к конфликтам в коллективе и как следствие к падению производительности;
  • отсутствует представление о конкретном объеме выплат. Работникам невозможно запланировать бюджет;
  • в больших организациях несколько сложно осуществлять расчеты;
  • ошибка одного сотрудника способствует лишению премии для всего отдел;
  • зарплата выдается из активов организации.
Читайте также:  Нужна ли доверенность на управление автомобилем в 2023 году чужим

Компенсационные и стимулирующие выплаты

Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

  1. выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  2. выплаты за качество выполняемых работ;
  3. выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  4. премиальные выплаты по итогам работы.

Учреждения самостоятельно определяют виды и размер выплат в пределах бюджетных ассигнований.

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822. К данным выплатам относятся:

  1. выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  2. выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  3. выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  4. надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Как рассчитать ЗП по формуле

Трудовым кодексом правила расчета частей зарплаты не устанавливаются, но обращаясь к разъяснениям Минтруда можно сделать вывод, что в расчет первой части берется не только оклад, но и все надбавки, доплаты, установленные работнику. Сумма за месяц распределяется пропорционально отработанным дням.

Для расчета аванса:

  1. Определяется количество дней, которые были отработаны в эту часть месяца. Если работник находился в отпуске или на больничном, то эти дни не учитываются в расчете.
  2. Учесть все начисления. Сюда входят оклад, надбавки, доплаты, в том числе за дополнительный объем работы, который был установлен в этом месяце, ночные смены и т.д. Использование для расчета только размера оклада повлечет наложение штрафов на работодателя.

Не учитываются следующие начисления при формировании авансового расчета:

  1. Ежемесячная премия, которая начисляется по итогам работы за месяц.
  2. Выплаты, которые имеют поощрительный характер по результатам работы за месяц.

На сколько повысят зарплату бюджетникам в 2023 году

Повышение зарплат бюджетникам, о котором глава Минфина Антон Силуанов заявил на совещании с президентом Владимиром Путиным, произойдет за счет роста их окладов.

Фонд оплаты труда бюджетников будет увеличен на 8%, соответственно, все министерства и ведомства, у которых есть подведомственные организации, получат на 8% больше денег на фонд оплаты труда их сотрудников.

Бюджетникам на эту величину увеличат оклады, соответственно, вырастут и все стимулирующие, компенсационные выплаты, премиальные, из которых складывается их ежемесячный заработок».

Повышение оклада на 8% заметят все бюджетники. Если человеку за его успешный труд выпишут премию, рост дохода может превысить установленную для всех величину.

По данным Росстата, с начала года потребительские цены в России выросли на 10,6%. Средняя зарплата в России составляет почти 62 тыс. рублей, за год она увеличилась на 13%. При этом школьные учителя в среднем по стране в месяц зарабатывают по 47,5 тыс. рублей, педагоги дошкольного образования – 40,6 тыс. рублей, преподаватели вузов 102 тыс. рублей, врачи 95,4 тыс. рублей, работники культуры 48 тыс. рублей, а научные сотрудники – 112,5 тыс. рублей.

Документальное оформление

Первичные документы по учету зарплаты бывают унифицированных форм и разработанных самой организацией. Такая норма предусмотрена в новом законе о бухгалтерском учете. Если бухгалтер самостоятельно разрабатывает формы документов, это необходимо отразить в учетной политике предприятия. В таких регистрах должны присутствовать все обязательные реквизиты.

Сроки хранения кадровых документов самые высокие среди всей бухгалтерской документации. Регистры, содержащие сведения о трудовом стаже, условиях труда, выплатах зарплаты предприятие обязано хранить 75 лет. Поэтому требования к грамотному составлению и учету таких бумаг крайне высоки.

К документам кадрового учета и учета заработной платы относят:

В любом случае, какой бы документ не оформлялся, он должен полностью соответствовать последним требованиям законодательства, быть грамотно составлен и заполнен, учтен в соответствующих регистрах и по окончании отчетного периода подшит и сдан в архив на хранение.

Как будут считать премии по новой схеме?

С января этого года на выплату премий всем работникам, в том числе учителям, будут выделять средства в размере 5% от суммы их окладов.

Для учителя из нашего примера эта сумма будет составлять 17 рублей (оклад в 331 рубль умножаем на 5%).

— Данный размер обусловлен тем, что при новых условиях произошло перераспределение средств направляемых на оплату труда. За счет уменьшения размера премирования произведено увеличение тарифной части заработной платы (оклада), который в нашем примере увеличился в 1,7 раза, — поясняет Ирина Костевич.

Премию за январь, которая будет рассчитана по новой схеме, работник получит в следующем месяце, то есть в феврале. А в январскую зарплату включат плановую премию за декабрь 2019 года, которая будет рассчитана по старым правилам (в нашем примере это 20% — 118 рублей). Ниже в тексте министр пояснит, почему этой суммы в 118 рублей нет в сравнительной таблице.

Два нюанса, почему январская зарплата с учетом премии может оказаться ниже декабрьской

Ирина Костевич обращает внимание на два нюанса с январскими зарплатами.

Первая особенность заключается в том, что учреждения в январе не производят выплаты за счет экономии по оплате труда и внебюджетных источников. Эти выплаты производятся, как правило, в феврале-марте и последующие месяцы, — отмечает министр труда и соцзащиты.

То есть в расчетном листке учителя за январь в графе «начисления» должна значиться сумма в 902 рублей (зарплата без премии в 784 рубля и премия за декабрь в 118 рублей). Напомним, в декабрьском расчетнике нашего учителя была итоговая сумма в 1036 рублей. Это на 134 рублей больше, чем в январе.

Ирина Костевич поясняет, почему так вышло.

— Эта разница как я отмечала, образована за счет выплат из экономии и внебюджета, а это 237 (148+89) рублей, выплаченных в декабре дополнительно, сверх выплат, производимых на постоянной основе. Эта практика действует уже на протяжении длительного времени. Всегда заработная плата, как бюджетников, так и работников коммерческих организаций за январь ниже, чем за декабрь (в среднем на 12%), — отмечает министр труда. — Снижение зарплаты, обусловленное отсутствием в январе внебюджета и экономии, никоим образом не связано с переходом на новые условия оплаты труда.

На сколько повысится оклад бюджетников в 2021 году

В 2021 году всем работникам нужно проиндексировать зарплату на показатель прошлогодней инфляции. Она находилась на уровне 4,9%. Если работодатель не проиндексирует заработную плату, сотрудник может подать жалобу согласно ст. 353 ТК РФ.

Коэффициент повышения для бюджетников составит 6,1%. Этот показатель был ранее анонсирован. Коэффициент внесен в документ об основных направлениях бюджетной политики на 2021-2022 гг.

На 4% повысится зарплата других работников муниципальных и бюджетных учреждений. Речь идет о бухгалтерах, психологах, экономистах и юристах.

Согласно данным Росстата, после такого повышения средняя зарплата бюджетника составит 37900 рублей. При этом федеральный показатель на порядок выше. Он учитывает абсолютно все отрасли экономики. Общая средняя зарплата составляет 43400 рублей.

Оплата труда в учреждениях спорта.

Особенности оплаты труда в учреждениях спорта приведены в п. 39 Единых рекомендаций. Особое внимание уделено оплате труда тренеров в спортивных организациях. В частности, отмечается, что уровень номинальной заработной платы в 2021 году в среднем должен быть не ниже уровня, достигнутого в 2021 году (определяется на основе данных Росстата).

Повышение оплаты труда должно осуществляться за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Тренерам и иным специалистам рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты по результатам прохождения независимой оценки квалификации и получения соответствующего свидетельства. К ставкам заработной платы, окладам (должностным окладам) тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта рекомендуется применять повышающие коэффициенты и (или) повышения за наличие квалификационной категории.

К окладам (должностным окладам) спортсменов следует применять повышающие коэффициенты за наличие спортивных званий и разрядов, виды выплат стимулирующего характера (с учетом особенностей оплаты труда спортсменов) за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Государственным и муниципальным учреждениям физической культуры и спорта рекомендовано устанавливать работникам, реализующим экспериментальные и инновационные проекты в сфере физической культуры и спорта, стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу).

Тренер, ранее участвовавший не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях, имеет право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов.

При бригадном методе работы заработную плату рекомендуется выплачивать по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста. При этом должны быть учтены объем, сложность и специфика работы.

В целях обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками учреждений физической культуры и спорта должны быть оформлены трудовым договором, основанным на принципах эффективного контракта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *