Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности внешнего управляющего порядок прекращения полномочий внешнего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Порядок введения внешнего управления
Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.
С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.
Права и обязанности внешнего управляющего
Внешний управляющий вправе (ст.74 Закона о банкротстве):
-
самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, предусмотренными законом;
-
заключать от имени должника мировое соглашение;
-
заявлять отказ от исполнения договоров должника.
Внешний управляющий обязан:
-
принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
-
открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
-
разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
-
вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
-
заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
-
принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
-
рассматривать требования кредиторов;
-
вести реестр требований кредиторов;
-
представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;
-
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом, — так, после прекращения внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника внешний управляющий производит расчеты с кредиторами.
Обязанности конкурсного управляющего
К обязанностям конкурсного управляющего относятся следующие действия:
-
провести инвентаризацию имущества банкрота;
-
организовать оценку имущества с привлечением оценщика;
-
в течение недели после получения полномочий конкурсный управляющий обязан опубликовать информацию о банкроте и его собственности в специальных источниках;
-
контролировать сохранность имущества банкрота;
-
осуществлять поиск и взыскание имущества должника, хранимого у третьих лиц;
-
анализировать материально-денежное положение должника;
-
в случае увольнения уведомить работников банкрота о грядущем увольнении не позже месяца со дня объявления должника банкротом;
-
предоставлять информацию в полном объеме о должнике и о его собственности заинтересовавшимся лотом должника претендентам, планирующим принять участие в торгах;
-
вести список требований кредиторов, если эту задачу не выполняет специализированная организация – реестродержатель.
Ответственность Конкурсного управляющего
Полномочия конкурсного управляющего напрямую связаны с ответственностью конкурсного управляющего. Учитывая, что конкурсный управляющий наделен рядом полномочий, он привлекаем к ответственности при нарушении или невыполнении своих обязанностей и полномочий.
Привлечение к ответственности может последовать в случае следующих административных нарушений:
-
неестественное создание неплатежеспособности лиц путем специальных действий или бездействий;
-
конкурсный управляющий скрывает местонахождение имущества должника;
-
не предоставляет необходимые сведения об имуществе;
-
уничтожает или фальсифицирует информацию об имуществе;
-
не согласовывает процедуру передачи собственности должника;
-
не соблюдает законные требования при заключении договоров или при внешнем управлении;
-
совершает сделки с превышением должностных полномочий.
При нарушении первого и последнего пунктов конкурсный управляющий рискует остаться без работы в этой должности на временной период не более трех лет.
Полномочия внешнего управляющего
- Временно запретить истребования кредитов и снять арест на имущество организации за исключением того, решение по аресту которого было принято в арбитражном суде.
- Обратиться в суд с исками, признавать в судебном порядке действующие договора недействительными.
- Взыскивать дебиторскую задолженность и любые долги.
- Отказывать в исполнении по договорным обязательствам организации.
- На любом этапе деятельности заключать мировые соглашения.
- Закрывать убыточные филиалы.
- Увольнять или временно отстранять персонал, включая руководящий.
- Повышать квалификацию или проводить переобучение персонала, если того требуют обстоятельства.
- Выпускать эмиссию ценных бумаг и векселей согласно ФЗ «Об акционерных обществах».
- Открывать или закрывать банковские счета, необходимые для ведения деятельности организации.
- Перепрофилировать организацию/производство с учетом потребностей рынка.
- Продавать или сдавать в аренду имущество предприятия (по согласованию с советом кредиторов) после предварительной независимой оценки.
Важно: арбитражный управляющий не может продавать имущество и сокращать персонал, если это повредит хозяйственной деятельности предприятия.
До составления плана по стабилизации предприятия внешний управляющий должен выяснить причины банкротства, составить проект по восстановлению платежеспособности и хозяйственной деятельности организации.
Порядок введения внешнего управления
Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.
С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.
Ответственность и обязанности внешнего управляющего при банкротстве
Обязанности внешнего управленца утверждены в ст. 66 Закона РФ «О несостоятельности», к ним относятся:
- ведение реестра кредиторских претензий;
- проведение инвентаризации активов юрлица;
- направление в суд заявления об отстранении от должности прежнего руководителя компании при неправомерности его действий;
- обращение в суд с требованием признания неправомерных сделок, заключённых ранее, недействительными;
- инициирование введения дополнительных мер по защите и сохранению активов юрлица;
- направление возражений против несостоятельных претензий должника;
- изучение и использование документов, которые относятся к прежней деятельности компании;
- регулярное предоставление информации заимодателям о проделанной работе и выполнении мероприятий, указанных в утверждённом плане;
- составление промежуточного отчёта о результатах проведённых мероприятий и выполненных работах.
Кроме этого, управленец обязан устанавливать заимодателей компании-должника и уведомлять каждого из них о начале процесса.
Срок внешнего управления
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.
Контроль за выполнением плана внешнего управления
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.
Результат рассмотрения отчета внешнего управляющего
В силу пункта 3 статьи 118 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения.
Внешнее управление – совокупность действий, которые проводятся для остановки процесса банкротства и возврата прежней работоспособности организации. Возможно только по постановлению арбитражного суда, выносящим его только когда есть реальный шанс на финансовое оздоровление организации.
Для «реанимации» компании важна не только совокупность финансовых особенностей, в результате которых возникла данная ситуация, но также профессиональная грамотность назначенного управляющего.
Внешнее управление как процедура банкротства назначается по результатам финансового оздоровления при следующих условиях:
- имеется реальный шанс вернуть состоятельность юридического лица-должника в течение конкретного периода;
- кредиторы совместным решением направили в судебные органы ходатайство о введении внешнего управления на предприятии-должнике;
- после направления ходатайства о признании банкротства организации, появились факты, согласно которым восстановление платёжеспособности юридического лица реально, а значит утверждение управляющего целесообразно.
Основное отличие данного этапа банкротства – отстранение должностных лиц от руководства фирмой и передача данных функций внешнему управляющему. После их получения последний имеет право уволить директора, его заместителя, главбуха и определять дальнейшую политику деятельности предприятия самостоятельно.
Внешний управляющий в процедуре несостоятельности
Внешний управляющий назначается решением арбитражного суда. У него достаточно обширный перечень полномочий. Он имеет право распоряжаться всей имеющейся у компании-должника собственностью. Сами учредители и руководитель не могут принимать решения или влиять на действия внешнего управляющего. Это лицо выполняет функции руководителя компании, проводит, согласно утвержденному плану, необходимые реабилитационные мероприятия для восстановления нормальной деятельности и платежеспособности организации. Также в обязанности внешнего управляющего входит разработка мер по взысканию задолженности с дебиторов, открытия реестра требований кредиторов и ряд других мероприятий.
Информация
Сразу после назначения, арбитражный управляющий начинает осуществлять руководство организацией. В трехдневный срок руководящие органы передают всю бухгалтерскую и другую документацию, штампы, печати, материальные ценности в распоряжение управляющему. Он при этом обязан принять все имеющееся имущество, провести его инвентаризацию, открыть специальные банковские счета для проведения финансовых операций и по всем действиям составлять отчетность.
Участники, их права и обязанности
В процедуру банкротства юридического лица вовлекается:
- фирма;
- временный управляющий;
- взыскатели;
- государственные органы.
Права фирмы:
- выдвижение предложения о продаже предприятия взыскателям;
- назначение своего представителя;
- подписание договоров со сторонними лицами о передаче средств для исполнения финансовых обязательств и приостановления процедуры банкротства;
- замена собственных активов.
Внешний управляющий при банкротстве фирмы:
- осуществляет полноценное руководство ею;
- выполняет инвентаризацию;
- готовит проект мероприятий по возврату жизнедеятельности;
- формирует отчетность о проведенных делах и достигнутых результатах для взыскателей и судебных органов.
Права кредиторов, как лиц, перед которыми имеются финансовые обязательства:
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
- участие в признании предприятия несостоятельным;
- организация собраний для обсуждения политики фирмы;
- направление ходатайства в судебные органы об открытии внешнего управления;
- составление списка параметров, которым должен соответствовать арбитражный управляющий;
- одобрение/отклонение проекта, составленного управляющим, внесение корректировок и дополнений.
Госорганы наделены правом на первоочередное удовлетворение финансовых обязательств. Сюда относятся налоговые органы, трудовая инспекция, ПФ, таможня и т.д.
Что такое внешнее управление предприятием
Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат.
92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:
- Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
- Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
- Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.
Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.
Назначения внешнего управляющего
Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.
Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.