Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальная ответственность водителя за автомобиль и грузовик». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:
— сотруднику есть 18 лет;
— трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
— должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора. Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).
Договор и мера ответственности
Очевидно, что перевозчик заинтересован в возмещении нанесенного ему вреда полностью. Заключая трудовой договор и договор о материальной ответственности с водителем, работодатель, как правило, стремится сформулировать его положения соответствующим образом. Однако вопрос этот в правовом поле до конца не отрегулирован.
Вначале определим, что сама по себе должность водителя не подразумевает полной материальной ответственности. Правительственным постановлением № 823 от 14/11/02, постановлением Минтруда № 85 от 31/12/02 установлен перечень должностей и работ, при которых законно заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, установлены их типовые формы. В перечне водители не упомянуты. Следовательно, речь по общему правилу идет о возмещении ущерба в ограниченном размере.
В то же время перечень позволяет заключать такие договоры с экспедиторами (инкассаторами), лицами, занимающимися перевозкой ценностей, груза. Этим часто пользуются наниматели, заключая договор с одним и тем же работником, как с экспедитором, так и с водителем.
Может иметь место договор «перевозчик-водитель», с учетом положений ст. 241 ТК РФ, где средний заработок водителя за месяц указывается как граница материальной ответственности работника по умолчанию.
Находят применение и договоры о коллективной ответственности водителей. Они действуют, если ущерб нанимателю налицо, а определить вину одного из работников достоверно нельзя. Такой документ имеет смысл, например, если два водителя трудятся на одном автомобиле в одну смену. Здесь возникает уже общая ответственность, вступают в действие положения ТК РФ о коллективной ответственности, что учитывается судом. В ст. 245 ТК РФ говорится о группе лиц, на которую ложится материальная ответственность в полном объеме за недостачу ценностей, принадлежавших нанимателю.
Как привлечь водителя к материальной ответственности
Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.
Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.
Для большинства работодателей водитель – лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль. А как же иначе? Ведь машина – это собственность компании, предоставленная принятому на работу сотруднику для исполнения его трудовых функций. Подобные убеждения почти повсеместно приобретают форму договора о полной материальной ответственности. Оформив выше указанный документ, директора компаний считают, что теперь им обеспечено спокойствие, а, при худшем раскладе событий, полное возмещение убытков.
Что ж, на первый взгляд, определенная логика в таких рассуждениях есть. Но стоит чуть более углубиться в юридические тонкости понятия «полная материальная ответственность», и «договор-панацея», подписанный с водителем, начинает «сдавать позиции».
Материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия.
Начнем по порядку. Итак, материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия. Это правило «активно» для любого сотрудника фирмы, и заключения дополнительного договора не требует. При этом ответственность ограничена среднемесячным заработком проштрафившегося специалиста (ст. 241 ТК РФ).
Что же касается полной материальной ответственности, то, согласно статье 242 ТК РФ, она состоит в обязанности возместить полный ущерб. Держать «полномасштабный ответ» работник может в двух случаях. Во-первых, если он занимает такую должность, к которой полная матответсвенность «привязана» в силу закона. Назовем это «императивной» категорией». Сюда относятся, например, операторы связи (ст. 68 Закона о связи), или руководитель предприятия (ст. 277 ТК РФ).
Кроме «императивной категории», существуют и такие должности, с которыми работодатель вправе заключить соглашение о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ). Обратите внимание, в отличие от «императивной» группы, при отсутствии договора, работнику ничего, кроме обычной матответсвенности в размере месячного заработка, не грозит.
«Закрыто-открытый» перечень
Правило об «ограниченной» материальной ответственности касается тех, чья работа непосредственно связана с обслуживанием или использованием имущества, в частности денежных или товарных ценностей. Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему. Сюда относятся работники, осуществляющие, в частности, перевозку денег и иных ценностей, и другие сотрудники, чей труд связан с транспортировкой наличности или других ценных вещей, например, получение, заготовка, хранение, учет, выдача материальных ценностей (см. постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85).
Получается, что, с одной стороны, перечень строгий, «закрытый», а с другой – у работодателей все-таки есть возможность подойти к вопросу установления полной матответственности «творчески», и «повесить» ее на сотрудника, не указанного в Перечне, но которому для выполнения трудовых функций доверено дорогостоящее имущество компании. И, как показывает практика, довольно часто такими «счастливчиками» становятся именно водители. Ведь чересчур предусмотрительные работодатели стараются заставить их держать «полномасштабный ответ» не только за груз, который они перевозят, но и за сам автомобиль.
Договор материальной ответственности: образец
Если обязанности по доставке или сопровождению грузов возложены на несколько, к примеру, на двоих водителей, а не на одного, то ответственность между ними делится в равной степени. Подобные правила устанавливаются и для ситуаций, когда ответственными за груз являются граждане, управляющие автомобилями грузового типа или курьеры.
В законодательных актах не отражена единая форма данного акта. По этой причине при составлении документа можно воспользоваться свободным форматом.
В данном акте потребуется отразить:
- данные человека, который работает водителем;
- сведения об организации;
- обязанности, возложенные на сотрудника;
- меры ответственности;
- права, присущие сторонам таких отношений.
Важным моментом выступает то, что указать в договоре на несение полной финансовой ответственности за сохранность авто, нельзя.
К примеру, если говорить про водителей такси, то можно заключить с ними подобное соглашение, так как они оказывают услуги по перевозке. По мере их завершения они получают от пассажиров денежные средства.
В соглашении указывает, что на гражданина возлагается ответственность за сохранность наличных средств, полученных от пассажиров.
Ответственность водителя
“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.
Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).
Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3-8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
21.12.2018, Сашка Букашка
Гласит: договор о полной матответственности может быть заключен не со всеми, а только с определенными категориями работников.
В нашем случае такое соглашение заключат только с инкассатором, экспедитором или водителем, занимающимся получением, заготовкой, хранением, учетом, выдачей, перевозкой матценностей, как правило, на грузовом автомобиле. В остальных случаях договор юридической силы не имеет (см. решение Лениногорского горсуда Республики Татарстан от 06.04.2015 по делу № 2-2225/2014).
Руководство организации при приеме на работу нового работника в обязательном порядке должно убедиться в профпригодности последнего.
Необходимо убедиться, что водитель имеет определенные профессиональные навыки, позволяющие ему занимать подобную должность, а также подтвердить его состояние здоровья, отсутствие противопоказаний, которые могли бы препятствовать его работе с транспортным средством.
Важным будет и проверка наличия водительских прав, их срока годности и своевременного обновления удостоверения. Часто кандидаты должны пройти и стажировку на новом месте.
Также перед получением должности водителя, сотрудник должен пройти медицинский осмотр, который позволит получить ему заключение о том, что его физическое состояние позволяет ему занимать подобную должность.
В случае, если работник отказывается от посещения медицинского учреждения, то работодатель имеет все основания для отказа такому кандидату в приеме на должность водителя.
Правомерно ли заключение гражданско-правового договора вместо трудового?
Заключение гражданско-правового договора вместо трудового возможно для выполнения конкретных действий или задания и достижения определенного результата. Гражданско-правовой договор, прикрывающий фактические трудовые отношения, неправомерен.
Случаи, при которых заключение гражданско-правового договора неправомерно
Вы имеете право свободно определять способ оформления отношений, связанных с выполнением той или иной работы, и по соглашению с работодателем решить, какой именно договор будет заключен — трудовой либо гражданско-правовой.
Иногда работодатели (в данном материале под работодателем понимается, лицо, являющееся стороной как трудового, так и гражданско-правового договора) не предлагают выбора и оформляют с физическими лицами гражданско-правовые договоры, например, на оказание услуг или выполнение работ. При заключении таких договоров у вас не будет социально-трудовых гарантий, которые предусмотрены трудовым законодательством: на оплачиваемый отпуск и больничный, гарантий при увольнении, сокращении штата и др. Также не будет вноситься запись о работе в трудовую книжку.
Однако заключение гражданско-правового договора неправомерно, если с работодателем у вас фактически возникают трудовые отношения: вы будете выполнять работу по определенной должности или профессии в соответствии со штатным расписанием, соблюдать режим рабочего времени, выполнять распоряжения работодателя в отношении вашей работы, находиться на оборудованном для вас рабочем месте и др. (ст. 15 ТК РФ).
Заключить с вами гражданско-правовой договор вместо трудового работодатель вправе, только если ваша деятельность будет направлена на выполнение конкретного задания или конкретных действий, на достижение определенного результата. Например, договор на ремонт крыши, доставку груза в определенное место. При этом вы не обязаны подчиняться установленному режиму труда работодателя и работать под его контролем и руководством. Работу по гражданско-правовому договору вы организуете самостоятельно, своими силами и средствами (ст. 704, п. 1 ст. 715, ст. 783 ГК РФ; п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15; Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2019 N 5-КГ18-259).
Поэтому, когда вопреки вашему желанию заключить трудовой договор работодатель предлагает оформить гражданско-правовой, прикрывающий фактические трудовые отношения, это неправомерно.
Признание отношений трудовыми в случае заключения гражданско-правового договора
Если вы были вынуждены заключить гражданско-правовой договор, можно обратиться в суд с иском к работодателю о признании отношений трудовыми. Подтверждением именно трудовых отношений могут быть, в частности, следующие факты:
— в гражданско-правовом договоре нет указания на индивидуально определенную работу, конкретный и конечный результат вашего труда;
— в гражданско-правовом договоре присутствуют термины «должность», «специальность», «заработная плата», «увольнение», «режим работы»; условия о соблюдении определенного режима работы, правил внутреннего трудового распорядка, о подчинении приказам (распоряжениям) работодателя, о выполнении требований охраны труда и техники безопасности, об обязанности работодателя обеспечить вас оборудованием, материалами и инструментом, необходимыми для выполнения работ (Письмо ФСС РФ от 20.05.1997 N 051/160-97; Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2018 N 31-КГ18-1);
— гражданско-правовой договор перезаключается в течение длительного времени;
— работодатель издает в отношении вас приказы и дает распоряжения по вашей работе;
— вы соблюдаете установленный работодателем режим работы, ознакомлены с должностной инструкцией, проходите медицинские комиссии по направлению работодателя, инструктаж по технике безопасности и охране труда;
— вы получаете оплату труда в одно и то же время независимо от объема и характера работы, работодатель выдает вам расчетные листки с указанием в них вашего табельного номера и заработной платы.
С исковым заявлением о признании отношений трудовыми вы можете обратиться в районный суд по месту нахождения работодателя, месту своего жительства либо месту исполнения трудового договора. Такой иск, как вытекающий из трудовых отношений, государственной пошлиной не облагается независимо от результатов рассмотрения судом ваших требований, в том числе в случае частичного или полного отказа в их удовлетворении (ст. ст. 24, 28, ч. 6.3, 9 ст. 29 ГПК РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ; ст. 393 ТК РФ; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15).
Исковое заявление должно содержать (ст. 131 ГПК РФ):
— наименование суда, в который вы направляете иск;
— ваши фамилию, имя, отчество, место жительства, желательно номер телефона;
— наименование работодателя и его место нахождения;
— краткое описание сложившейся ситуации с указанием на то, что заключение гражданско-правового договора нарушает ваши права как работника, в том числе право на отпуск, на выплату пособия по временной нетрудоспособности, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на охрану труда, в том числе на основе обязательного социального страхования;
— ссылку на обстоятельства, которые подтверждают, что фактически имеют место трудовые отношения, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
— в просительной части — просьбу к суду о признании сложившихся отношений трудовыми, обязании работодателя заключить трудовой договор, внесении записи в трудовую книжку;
— перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
К заявлению прилагаются его копия и копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которые вы ссылаетесь (ст. 132 ГПК РФ).
Если суд установит, что гражданско-правовой договор фактически прикрывает трудовые отношения между вами и работодателем, то к таким отношениям будут применяться положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 11 ТК РФ).
Обращение в прокуратуру или трудовую инспекцию
Вы также можете направить жалобу в районную прокуратуру и/или государственную инспекцию труда субъекта РФ. В ней подробно опишите сложившуюся ситуацию, приложите копии гражданско-правового договора и иных имеющихся документов. Жалоба должна содержать наименование прокуратуры или государственной инспекции по труду, в которую она направляется, ваши фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, дату жалобы и подпись. Если в жалобе нет вашей фамилии и адреса для ответа, ответ не будет направлен. Ответ на вашу жалобу должен быть отправлен вам в течение 30 дней со дня ее регистрации, этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (ст. ст. 10, 22 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ст. 356 ТК РФ; ст. 7, ч. 2 ст. 8, ст. ст. 11, 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Адреса прокуратуры и государственной инспекции труда можно узнать в сети Интернет. Жалобу в трудовую инспекцию вы можете подать, в частности, в форме электронного документа на сайте государственного органа.
Рассмотрев жалобу, прокуратура может вынести представление, а государственная инспекция труда — предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные к исполнению работодателем (ст. 24 Закона N 2202-1; абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 21.06.2019
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Если водитель полностью признает свою вину, работодатель может смело удерживать из его заработной платы необходимую сумму компенсации.
В случаях, когда работник не согласен с этим, он имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам. В большинстве случаев, решение ее сотрудников будет основываться на том, что в случае вины водителя, с него нужно взыскивать только ущерб в размере одной средней заработной платы.
Если финансовая ответственность превышает размер средней зарплаты, при этом вина водителя доказана, тогда работодатель может подавать на него в суд. Юридическая практика, в данном случае идет по пути полного возмещения стоимости поврежденного имущества, без различных неустоек, утраченной выгоды, и морального ущерба.
Материальную ответственность за служебный автомобиль несет водитель, который за ним закреплен и управляет им. Для привлечения к ней, должна быть доказана его вина, и с ним должно быть подписано не только трудовое соглашение, но и договор о полной или частичной финансовой ответственности.
Заключение необходимых соглашений
При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.
Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.
Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной материальной ответственности и о соответствующем соглашении речи идти не может.
Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:
- Трудовой контракт;
- Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
- Должностная инструкция.
Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..
Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:
- Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
- Расторгнуть трудовые отношения;
- Предложить другую должность.
Когда незаконно взыскание ущерба в полном объеме
Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое есть в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь иной вариант: договор о материальной ответственности с водителем, например, есть, а специалист такого нет в перечне. Это тоже нарушение. В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК.
Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:
- истек месячный срок для издания приказа о взыскании ущерба;
- сотрудник не признает свою вину и отказывается платить, а сумма ущерба превышает средний заработок работника за месяц;
- работник уволился, не выплатив причитающейся суммы;
- им было совершено преступление, допустим, кража, но нет вступившего в силу приговора.
Материальная ответственность водителя экспедитора
Работодатель вправе заключить договор с водителем для привлечения к материальной ответственности на основании Постановления правительства № 823 не только для защиты имущественных интересов, но и для предотвращения материальных убытков, которые могут наступить при нарушении должностных инструкций и несоблюдении техники безопасности.
Материальная ответственность водителя-экспедитора может быть как полной, так и индивидуальной. Все зависит от того, совмещает ли работник свою должность с обязанностями водителя-экспедитора или нет. При назначении на одну должность водитель при наступлении происшествия, которое предусматривает ответственность возместить ущерб, будет нести индивидуальную ответственность, в данном случае, будет отвечать за предоставленное работодателем транспортное средство. Если же работник назначен водителем-экспедитором, то с ним заключается договор, предусматривающий полную материальную ответственность, так как он будет отвечать не только за транспортное средство, но и за перевозимый груз.
Важно! Согласно ст. 244 ТК РФ материальная ответственность может быть возложена на водителя-экспедитора, так как он принимает непосредственное участие в управлении предоставленным организацией автомобилем и обслуживает вверенное ему имущество.
Так же за невыполнение экспедитором обязанностей, установленных ст.11.4.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа за совершенное правонарушение. Четкое выполнение правил, установленных в договоре транспортной экспедиции, направленных на сохранение перевозимых ценностей, позволит избежать как полной, так и индивидуальной материальной ответственности перед работодателем.
Договор о полной материальной ответственности водителя
Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает возможность подписания с сотрудником образца договора о полной материальной ответственности. Данный документ решает проблему возмещения убытка в случае недостачи ТМЦ доверенных работнику.
Невзирая на то, что вероятность нанесения вреда имуществу организации существует постоянно, ответственность несут лишь конкретные категории работников. Список, их определен Постановлением Министерства труда РФ от 31.12.2002 № 85. Следует отметить, что в данном документе отсутствует информация о водителях. Однако если их деятельность, связана с доставкой груза или инкассацией, то работодатель вправе заключить соглашение.
Договор о полной материальной ответственности водителя
- Побуждает трудящегося к аккуратному обращению с собственностью компании;
- Возместить полученные потери и расходы.
Договор о матответственности может быть заключен только при соблюдении следующих условий:
- Наемник старше восемнадцати лет;
- Должностная инструкция работника предусматривает его взаимодействие с деньгами компании, товарными ценностями или прочим имуществом организации;
- Наименование должности утверждено в специальном перечне профессий, Минтруда России, с которыми может быть подписан договор о материальной ответственности.
Несоблюдение вышеперечисленных условий делает составление документа невозможным.
Кроме того, сотрудник не может быть призван к материальной ответственности в случае если:
- Не установлен факт вины и противоправных действий, совершенных по отношению к имуществу организации;
- Не зафиксировано связь между деянием работника и причиненным ущербом.
Постановлением Министерства Труда России от 31.12.2002 №85 предусмотрено два вида договора о наступлении материальной ответственности:
- Образец договора об индивидуальной ответственности;
- Образец договора о коллективной ответственности.
Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен в рамках законодательства. После подписания документа, компенсация урона, причиненного организации, становится обязательна. Сотрудник возмещает расходы в порядке, предусмотренном трудовым кодексом РФ. Выплата производится из заработной платы, при этом сумма удержания не должна составлять свыше 20%. Взыскание в большем размере производиться через суд. Максимум на что может рассчитывать работодатель это 50% от зарплаты сотрудника. Денежные средства могут подлежать удержанию на протяжении нескольких месяцев до момента полного покрытия убытка.
Для того, чтобы обезопасить предприятие, организацию от существенных убытков, все работодатели делают своих водителей ответственными за сохранность своих транспортных средств.
Рассмотрим, как оформить материальную ответственность водителя за автомобиль.
Это происходит по следующему алгоритму.
- С водителем заключается трудовой договор, то есть он принимается на работу. В этом соглашении должны быть прописаны его функциональные обязанности, график работы и другие условия.
- Выносится приказ об ответственности водителя за автомобиль организации. В нем четко прописывается номер транспортного средства, такие технические характеристики, как марка, тип машины (легковой, грузовой, автобус), а также обязанности работника по сохранности машины.
- Далее составляется договор о материальной ответственности, который подписывается и работником и представителем работодателя.
- Последний документ, это акт приема передачи автомобиля под материальную ответственность. Он двухсторонний, подписывается водителем и работодателем. Перед его подписанием, работник должен убедиться, что машина находится в исправном состоянии, и готова к эксплуатации.
Соглашение о материальной ответственности водителя грузового автомобиля, и иного транспортного средства должно содержать в себе следующие основные пункты:
- обязанности работодателя по соблюдению технических регламентов обязательной периодической и постоянной проверки техсостояния транспортного средства перед его выездом;
- обязанности работника соблюдать ПДД, бережно относится к транспортному средству, осуществление контроля за исправностью машины;
- порядок возмещения материального ущерба в случаях повреждения машины (тут и прописывается полная или ограниченная ответственность).
Важно запомнить, что если на водителя возлагаются обязанности по доставке и экспедиции грузов, тогда с ним работодатель должен подписать дополнительное временное трудовое соглашение, с договором о полной или частичной финансовой ответственности.
Должностная инструкция водителя в дороге
- Перед тем, как отправиться в путь, он в обязательном порядке проверяет правильность оформления всей документации на транспортируемый груз. Особое внимание обращается также на его состояние, целостность упаковки, правильность и надежность размещения в кузове авто. В случае обнаружения повреждений в товарно-транспортную накладную вносятся соответствующие пометки.
- На этапе подготовки водитель должен убедиться в отсутствии технических проблем с транспортным средством, что означает его полную готовность к рейсу.
- Пока водитель не прибудет к месту назначения, ему запрещается оставлять машину без присмотра, использовать ее с целью дополнительного заработка, подвозить посторонних людей.