Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности судебного пристава». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.
Кто может быть судебным приставом
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.
Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,
С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,
Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.
Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:
-
соблюдать Конституцию РФ и законы,
-
защищать права граждан и государства,
-
достойно переносить трудности профессии,
-
соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.
Как взыскать долг по исполнительному листу через приставов?
Далее:
- направляются запросы по месту работы (о заработной плате) и в банковские организации в отношении розыска накоплений такого человека;
- при поступлении зарплаты или иных перечислений на счет банк, согласно предписанию пристава, автоматически снимает с карты должника 50% в пользу кредитора (если взыскиваются алименты — то и до 70%).
Полномочия пристава в исполнительном производстве
Федеральным законом № 229-ФЗ приставы наделены полномочиями по ведению исполнительных производств. По отношению к должнику специалисты ФССП вправе осуществлять любые законные исполнительные действия, позволяющие взыскать долг, удерживать текущие платежи, изъять и передать имущество. К основным полномочиям приставов в исполнительном производстве относится:
- возбуждение, окончание, прекращение и приостановление производства;
- издание постановлений по всем процессуальным вопросам – об аресте имущества и счетов, о запретах и ограничениях, о розыске, по другим вопросам;
- проведение исполнительных действий – выезд на место, опись и арест имущества, изъятие вещей и предметов, оценка, розыскные мероприятия;
- реализация мер обеспечения к должнику и имуществу;
- дознание по уголовным делам, входящим в компетенцию ФССП;
- привлечение к административной ответственности по статьям КоАП РФ.
Что такое ФССП России и какова ее структура
ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.
Основные функции службы судебных приставов:
- Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах;
- Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц;
- Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ;
- Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств);
- Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.
Права и обязанности судебных приставов
Полномочия судебных приставов регулируются законами, в частности ФЗ-229 и ФЗ-118, а также должностными инструкциями, приказами и рекомендациями. Что касается прав и обязанностей судебных приставов-исполнителей, то они указаны в ст.12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
Права судебных приставов:
- получать и использовать персональные данные
- объявлять должника или его имущество в розыск
- арестовывать и изымать имущество должника
- арестовывать карты и счета в банках
- вызывать участников производства на прием и брать с них объяснения
- проверять документы
- совершать иные действия, предусмотренные ФЗ-229
Обязанности судебных приставов:
- брать самоотвод при личной заинтересованности в ходе исполнительного производства (например, если взыскатель или должник являются его родственниками)
- соблюдать служебную этику
- действовать в соответствии с законом
- соблюдать сроки, установленные для разных исполнительных действий
- обеспечивать доступ участников к материалам исполнительного производства
- предпринимать все меры, необходимые для взыскания
Как приставы взыскивают долги
В России требования исполнительного документа (например, судебного приказа) в течение срока, установленного для их добровольного выполнения, исполняют не более 15% должников.
Если должник пропустил срок добровольного исполнения, то приставы начинают принудительное взыскание задолженности и используют для этого следующие меры:
- изымают и реализуют имущество через торги
- арестовывают банковские карты и счета
- списывают денежные средства
- удерживают до 50% от заработной платы (в некоторых случаях — до 70%)
- запрещают выезжать за границу
- ограничивают права должника на управление транспортным средством
Обязательным условием является вынесение постановления о применении той или иной меры принудительного взыскания задолженности.
Правовые обязанности сотрудников ФССП
В российском законодательстве судебные приставы подразделяются на приставов, которые обеспечивают установленный порядок деятельности судов, и на судебных приставов-исполнителей. Граждане обычно сталкиваются с приставами-исполнителями. Их профессиональная деятельность заключается в том, чтобы законно и в срок осуществлять постановления суда.
Судебные приставы-исполнители обязаны:
- Соблюдать Конституцию РФ и поддерживать конституционный строй.
- Исполнять приказы, распоряжения вышестоящих уполномоченных лиц в рамках закона.
- Своевременно исполнять запросы по исполнительным документам.
- Объявлять должника в розыск, законно устанавливать его месторасположение и т.д.
Исполнитель должен иметь при себе удостоверение, подтверждающее его личность и должность.
Кто может быть судебным приставом
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. При этом судебный пристав-исполнитель должен иметь среднее (оконченное) общее или среднее профессиональное образование заместителя начальника отдела — для заместителя главного судебного пристава. Для начальника отдела старшего судебного пристава судебный пристав-исполнитель должен иметь высшее юридическое образование,
Важно! С 01.12.2014 для судебного исполнителя обязательно наличие высшего юридического или высшего экономического образования.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель для выполнения возложенных на него функций должен обладать коммерческими и личными качествами, быть годным к службе по состоянию здоровья, не иметь судимостей.
Судебный пристав-исполнитель принимает присягу, согласно которой он обязан:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы,
- защищать права граждан и государства,
- достойно переносить трудности профессии,
- соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.
Права судебных приставов
Судебный пристав имеет право:
- Проверять работодателей в отношении своих работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по учету исполнительных документов.
- Получать необходимую для работы информацию в рамках исполнительных процедур, а именно справки, ответы на запросы, в том числе персональные данные.
- Входить в помещения, принадлежащие должникам, осматривать их и при необходимости вскрывать указанные помещения. Кроме того, в силу решения суда судебный пристав-исполнитель может совершать указанные действия в отношении помещений, принадлежащих другим лицам, но в которых, по мнению судебного пристава, может находиться (сокрыто) имущество должника.
- Дача лицам и организациям, участвующим в исполнительных производствах, предписаний, исполнение которых является обязательным, например, дача поручения (на основании решения) финансово-кредитной организации на удержание денежных средств со счетов должника, дача поручения о вручении повестки о необходимости явиться на прием к судебному приставу, например, родственнику или руководителю организации, где работает должник и т. д.
- Использовать с согласия собственника нежилые помещения для хранения арестованного имущества, использовать транспорт должника или инкассатора для перевозки арестованного имущества. Транспортные расходы несет должник.
- Арестовать активы, отдать на хранение и посвятить себя продаже арестованных активов.
- Объявить должника и его имущество в розыск.
- Обращаться в суд с ходатайством о разъяснении смысла требований исполнительного документа, если не ясен способ его исполнения.
- Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, участвующих в исполнительном производстве, при проведении исполнительных действий.
- Созывать встречу с участниками исполнительного производства, гражданами и должностными лицами, перечисленными поименно по исполнительным документам.
- Обращаться за помощью и сотрудничеством к полиции, миграционной службе, ФСБ, МЧС, органам местного самоуправления, а также военнослужащим и сотрудникам Национальной гвардии Российской Федерации.
- Осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством.
Должностные обязанности по ОУПДС
Обеспечивают установленный порядок деятельности судов СП, согласно действующему законодательству:
- поддерживают безопасность; перемещение вещественных доказательств к месту проведения заседания (по отдельному требованию);
- выполняют каждое поручение председателя суда;
- исходя из постановления, разыскивают уклоняющихся от явки граждан;
- по распоряжению ССП защищают должностных лиц ФССП;
- предупреждают, пресекают при необходимости правонарушения, передают возмутителей спокойствия местным отделениям (ОВД);
- сообщают обо всех выявленных противозаконных действиях старшему судебному приставу;
- взаимодействуют с сотрудниками полиции РФ, воинскими подразделениями, на этапах осуществления конвоирования под стражу;
- оказывать содействие работникам ОВД при задержании тех, кто скрывается или находится в розыске;
- по распоряжению ССП (заместителя), оказывают содействие СП или дознавателю при осуществлении делопроизводства или дознания.
Как нарушаются права должников в исполнительном производстве
Между сторонами – неплательщиками и взыскателями, СП, довольно часто возникают спорные моменты, иногда конфликты, разногласия, которые вынуждают обращаться в суд.
Как правило, эффективность защиты способны обеспечить профессиональные адвокаты, располагающие большим опытом, соответствующими полномочиями общения с СП, строго придерживаясь границ законодательства.
В настоящее время положение ситуация сложилась таким образом, что в ходе делопроизводства нарушаются права должника, потому как он является наиболее уязвимым участником процесса.
В подтверждение сказанного, СМИ поддерживает мнение, что неплательщик не имеет никаких прав, обязан беспрекословно исполнять любые, предъявляемые ему требования.
На самом деле все совсем не так, каждый человек находится под защитой государства, что позволяет ему обращаться за помощью к профессиональным юристам.
Права должника регламентирует ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому получает процессуальный статус лица, участника ИП, с возложением на него после вступления в законную силу судебного постановления, обязанности совершать в ряд действий:
- уплатить долг;
- возвратить владельцу ценные вещи;
- освободить занятое помещение, др.
К наиболее распространенным нарушениям относятся:
- случаи неправильной оценки изъятого имущества, подлежащего реализации;
- незаконный арест ценных вещей (объектов недвижимости, иных видов собственности);
- взыскание, обращенное на доходы нарушителя;
- явно заниженная стоимость отобранных для дальнейшей продажи предметов;
- ограничения на выезд человека за границу, вынесенные незаконно;
- на этапе проведения открытых торгов.
Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?
Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.
Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.
Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.
А что можно считать бездействием?
Отсутствие мер по ускорению выплат долга коллектору принимается как бездействие. Но игнорирование решение суда в течение 2 месяцев не означает, что судебный исполнитель ничего не сделал. Во-первых, вам нужно изучитьисторию исполнительного производства. Пристав можетсвязаться с подрядчиком, предоставить дополнительную информацию о должнике (контакты, адреса) и запросить информацию о проделанной работе.
Известить о принудительном взыскании судебный работник обязан течение 3 дней до непосредственного взыскания по решению суда. Если все правила соблюдены, а судебный исполнитель не начал розыск должника и не взыскал с него надлежащую сумму, заявитель может составить претензию.
Бездействие судебного исполнителя выражается следующим образом:
- Пристав не наведывается к должнику для описи его имущества.
-
Имущество не изымается и не передается на реализацию.
-
Исполнитель не занимается розыском должника.
-
Место работы неплательщика также неизвестно.
-
Принял деньги в счет погашения долга, но не передал взыскателю.
-
Должнику своевременно не было передано извещение о начале исполнительного производства.
ГЛАВА 3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ-ИСПОЛНИТЕЛЕММЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества и экономические преобразования: развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения собственностью, появление новых субъектов экономических и правовых отношений, возникновение и развитие рыночной экономики привело к резкому росту количеств исковых заявлений и соответственно взысканий. Вследствие чего, возникла необходимость организации новой системы принудительного исполнения, вступивших в законную силу судебных решений, что в свою очередь, гарантировало бы реализацию предписаний правовых норм и авторитета судебной власти. Кроме того, к исполнению судебных решений добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», задача по реструктуризации Министерства юстиции Российской Федерации и созданию подведомственных ему федеральных служб завершена. В соответствии с данным указом проведена реорганизация службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в Федеральную службу судебных приставов. Под руководством Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайки реализована задача по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с новой структурой, задачами и функциями федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции.
Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений, зарекомендовав себя как достаточно действенная правоохранительная структура. Следует учесть, что служба судебных приставов находится в процессе совершенствования. Осуществляются меры по наиболее эффективному и полному исполнению судебных актов и актов других органов, обеспечению установленного порядка деятельности судов. В данный момент служба судебных приставов с указанными задачами успешно справляется.
В целях реализации указанных задач 06 ноября 1997 года была создана служба судебных приставов в системе органов Министерства юстиции Российской Федерациикоторой переданы функции по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Возрождение института судебных приставов позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций, а также явилось эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней.
Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах», и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Названные законы четко определили цели, задачи и правовую основу деятельности судебных приставов, установили требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, порядок назначения и освобождения их от должности, обязанности и права судебных приставов, порядок обжалования их действий в суд, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.
Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового положения судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.
В настоящее время данная тема является весьма актуальной, так как в связи с большим ростом числа законов и других нормативно — правовых актов все более и более на первый план стала выходить проблема реализации законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуется в действиях участников гражданского оборота и публично — правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.
В связи с вышесказанным изучение правового положения судебного пристава-исполнителя в Российской Федерации является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является — исследование правового положения судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторический аспект формирования и развития института судебных приставов в России.
2.Исследовать права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего, а так же специальноеположение судебного пристава-исполнителя.
3.Определить место и роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.
4.Рассмотреть меры принудительного исполнения применяемые судебным приставом-исполнителем при осуществлении своих должностных обязанностей.
5.Выявить пробелы законодательства, регламентирующего организацию и деятельность службы судебных приставов.
Задачи работы заключаются в изучении, во-первых, понятия службы судебных приставов и их основных признаков; во-вторых, собственно юридическое положение судебного пристава; в-третьих, организации деятельности Федеральной Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, субъекта РФ, организации деятельности территориального отдела Федеральной Службы судебных приставов. Разработка проблем, связанных с правовым положением определяет актуальность данной темы.
Методологическую основу дипломной работы составляет системный подход к изучению данной темы, также используется сравнительный, статистический, исторический, а также функциональный методы исследования.
Правовую основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О судебных приставах», Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты затрагивающие правовоеположение судебного пристава-исполнителя.
В работе были проанализированы труды различных ученых правоведов: В.А.Гуреева,А.П.Иващенко, И.Б.Морозовой, А.М.Треушникова, Н.А.Винниченко, А.Ф.Смирнова, С.А.Савченко, И.М. Аставской.и др.
Нормативно — правовая база состоит из Федерального закона « О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118- ФЗ (ред. от 25.11.2009) // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3590, Федерального закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003(ред. от 01.12.2007)// «Российская газета», N 104, 31.05.2003, Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27.04.2004 № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010)// «Парламентская газета», N 140-141, 31.07.2004, Федерального закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.09.2009, с изм. от 17.12.2009)// «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три раздела, разбитых на параграфы, заключение и список используемых источников.