Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформления инвалидности в 2023 году в связи с аварией на ЧАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы
Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительность периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.
- 1-ый Раздел (состоит из статей 1 — 6) — указывает на общие положения закона — цели, задачи, как осуществляется финансирование, права лиц, которые пострадали из-за аварии;
- 2-ой Раздел (статьи 7 — 12) — обуславливает меры, направленные на оздоровление территорий, которые пострадали в результате катастрофы;
- 3-ий Раздел закона (статьи 13 — 28) — содержит положения о статусе граждан, которые были подвержены радиации;
- 4-ый Раздел (статьи 28.1 — 38) — указывает на пенсионное обеспечение для пострадавших лиц от чернобыльской АЭС;
- 5-ый Раздел (статьи 39 — 42) — содержит положения о полагающейся компенсации;
- 6-ой Раздел закона (ст. 43- 46) — характеризует права и полномочия учреждений, организаций и общественных объединений в связи с катастрофой;
- 7-ой Раздел (ст. 47 — 49) — обуславливает положения контролирования исполнения норм настоящего закона.
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
При каких условиях человека могут признать инвалидом
Причины инвалидности. В качестве причин признания инвалидности могут быть:
- болезнь;
- профзаболевание;
- трудовая травма;
- инвалидность с детства;
- болезнь после радиационного воздействия и т.д.
Условия признания инвалидом. Человека признают инвалидом и нуждающимся в социальной защите при одновременном соблюдении двух условий:
- Нарушено состояния здоровья, что привело к расстройствам функций организма.
- Имеются ограничения жизнедеятельности.
В частности, комиссия оценивает способность человека к:
- самообслуживанию;
- самостоятельному передвижению;
- обучению;
- ориентации;
- общению;
- способности контролировать свое поведение;
- трудовой деятельности.
Требования к переосвидетельствованию инвалидности: порядок проведения и сроки
Справка инвалида имеет срок годности, по окончании которого она становится недействительной, и человек теряет свой статус. Поэтому гражданин должен позаботиться о назначении повторной экспертизы.
Заблаговременно ему нужно выполнить следующие действия:
- Собрать медицинские документы, подтверждающие его визиты к врачу с результатами всех анализов. За время от предыдущего освидетельствования он должен определенное количество раз получить стационарное лечение. Пакет больничных документов нужно дополнить выписками из лечебно-профилактического учреждения;
- Посетить бюро МСЭ по месту проживания, предоставив собранные бумаги. В учреждении подтвердят или скорректируют предварительную дату проведения экспертизы, которую инвалид определил из справки;
- Явиться на заседание экспертизы.
Новый порядок прохождения МСЭ
Еще раз: по Постановлению № 588, с 01.07.2022 гражданин вправе выбирать формат освидетельствования — очный или заочный. В некоторых случаях по ходу дела потребуются оба.
Очное освидетельствование проводится:
- если выявлены несоответствия в экспертных заключениях или возникли сомнения в их достоверности;
- если требуются дополнительные обследования;
- для разработки программы реабилитации и адаптации;
- по желанию самого гражданина или его законного представителя.
Главное не только то, какие новые правила в 2022 году при получении группы инвалидности выполняют медорганизации, но и сокращение количества бумаг, которые потребуется носить из кабинета в кабинет. Минтруд обещает, что благодаря электронному взаимодействию, данные будут передаваться между учреждениями в цифровом формате, а результаты экспертизы — направляться в личный кабинет на ЕПГУ.
В остальном все по-старому: медицинская организация в направлении на МСЭ указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, отражающих:
- состояние здоровья гражданина;
- степень нарушения функций органов и систем организма;
- состояние компенсаторных возможностей организма;
- проведенные реабилитационные или абилитационные мероприятия.
В первичном направлении на МСЭ не указывают на необходимость проведения иных медицинских обследований гражданам:
- имеющим заболевания, дефекты, необратимые изменения или нарушения, включенные в перечень;
- направляемым на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма.
Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок-инвалид») впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации принимается бюро МСЭ на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении, выданном медицинской организацией.
Об индексации компенсационных выплат
В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
Из проекта постановления Пленума, рассматривавшегося 18 января 2005 г., исключен пункт, который был полностью посвящен разъяснениям порядка применения Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. Частью 3 ст. 2 этого Федерального закона ранее установленный Федеральным законом от 12.02.01 № 5-ФЗ порядок индексации компенсационных выплат чернобыльцам применительно к росту прожиточного минимума в целом по России (с учетом Постановления Конституционного Суда (КС) РФ от 19.06.02 № 11-П – применительно к росту прожиточного минимума в конкретном регионе) был заменен новым. Новый порядок связывает индексацию с уровнем инфляции, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. В таком же порядке подлежит индексации и ежемесячная денежная компенсация, размер которой определен в зависимости от группы инвалидности (ст. 1 Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ).
Федеральный закон от 26.04.04 № 31-ФЗ также придал обратную силу норме о ежегодной индексации исходя из уровня инфляции ежемесячных компенсационных денежных сумм, выплачиваемых инвалидам (в случае смерти инвалидов – находившимся на их иждивении нетрудоспособным членам семьи), а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой, начиная с 19 июня 2002 г., т. е. с момента принятия Постановления КС РФ от 19.06.02 № 11-П.
В результате принятия данных правовых норм уровень социальных гарантий инвалидам-чернобыльцам существенно снижен по сравнению с тем уровнем, который был закреплен в нормах ранее действовавшего законодательства и на необходимость соблюдения которого было указано в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. По существу принятие закона в такой редакции может быть истолковано как попытка необоснованного преодоления правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ, путем принятия нового закона, содержащего нормы, аналогичные тем, что уже признаны неконституционными.
Поскольку имеются основания для сомнений в конституционности указанных норм Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ, рабочая группа предложила Пленуму не давать разъяснения о порядке применения данного закона, а обратиться в КС РФ с запросом о проверке его соответствия Конституции РФ.
В соответствии с п. 18 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 05.04.05 № 7) в КС РФ был направлен запрос, в котором выражалось мнение о необходимости проверки конституционности ряда статей Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ.
Конституционный Суд РФ вынес определение от 04.10.05 № 364-О: в нем запрос ВС РФ признан не подлежащим рассмотрению в заседании КС РФ, поскольку для ответа на поставленные в нем вопросы не требуется вынесения постановления. Однако при этом КС РФ сформулировал правовые позиции по вопросу о порядке применения механизма индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам после введения в действие Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. В связи с этим стало возможным внести в постановление Пленума от 14.12.00 № 35 изменения и дополнения (постановление Пленума от 11.05.07 № 23).
В пункте 8.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления от 11.05.07 № 23) разъяснено следующее. Решения судов об индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые индексируются в соответствии с другими федеральными законами), а также о взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до 29 мая 2004 г., не могут быть пересмотрены только на том основании, что редакция ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.01 № 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26.04.04 № 31-ФЗ. Дело в том, что эти решения постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона от 15.05.91 № 1244–1 с учетом положений, закрепленных в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
При этом особое внимание судов обращено на недопустимость обратного взыскания или зачета в счет будущих платежей присужденной на основании решения суда, вступившего в законную силу до 29 мая 2004 г., суммы задолженности, образовавшейся в связи с отсутствием индексации, а также на незаконность перерасчета в сторону уменьшения проиндексированной с учетом роста прожиточного минимума ежемесячной суммы либо иной компенсационной выплаты.
В пункте 8.2 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления Пленума от 11.05.07 № 23) говорится: в ряде случаев лица, которым компенсационные выплаты за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. были проиндексированы с учетом роста прожиточного минимума в субъекте РФ, вновь обращаются в суд с требованием проиндексировать эти же выплаты, но уже по новому порядку, предусмотренному ст. 5 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удовлетворение таких требований означает двойную индексацию компенсационных выплат, что противоречит закону.
Единое пособие семьям с детьми с 1 января-2022: когда придут последние деньги за детские выплаты в декабре
Последние действующие детские выплаты получат семьи с детьми в декабре-2022. Речь идет о выплатах на детей от 3 до 7 лет, от 8 до 17 лет и пособия для малоимущих беременных женщин, вставших на учет по беременности до 12 недель.
Уже с 1 января 2023 года в России начнет действовать единое социальное пособие для семей с низкими доходами. В зависимости от вида пособия и способа его получения, семьи получат деньги с 3 по 25 декабря.
Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума на детей, если выплата назначается на ребенка от 0 до 17 лет. В Новосибирской области этот размер варьируется от 7 281 рубля (50%) до 14 562 рублей (100%) в месяц.
Прочие меры поддержки
Для лиц, пострадавших от ЧАЭС, предусмотрена ежемесячная выплата денежных средств. Ее размер зависит от категории получателя. Инвалиды вследствие техногенной катастрофы с 1 февраля 2020 году могут рассчитывать на сумму 2590,24 рублей.
Граждане из числа подвергшихся радиационному воздействию вправе получать и другие социальные выплаты:
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет в двойном размере либо повышенные ежемесячные выплаты на каждого ребенка;
- пособие по временной нетрудоспособности (больничный) — 100% от заработка;
- пособие на погребение — 11456,14 рубля.
В соответствии с законом 178-ФЗ рассматриваемой категории граждан предоставляется социальный пакет, в который входят:
- бесплатный проезд в пригородных электричках, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно;
- при наличии медицинских показаний — предоставление путевок в санатории, профилактории и так далее;
- обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам.
Законодательство предусматривает следующие льготы инвалидам-чернобыльцам:
- компенсация в размере 50% за оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
- улучшение жилищных условий, если в этом есть нужда (предоставляется однократно);
- обслуживание в лечебных учреждениях и аптеках вне очереди;
- лечение в тех же поликлиниках, в которых они лечились до пенсии;
- обеспечение детей местами в школах, детских садах, санаториях вне очереди, а также выплата компенсации на питание;
- некоторые другие специальные льготы, подробно о которых сказано в статье 14 закона № 1244-1;
- общие льготы для инвалидов (в зависимости от группы), в числе которых послабления при уплате налогов на собственность (землю, недвижимость, транспорт), бесплатное протезирование зубов и конечностей, льготы на проезд и другие.
Для работающих граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, в том числе инвалидов, предусмотрены некоторые льготы из сферы трудового права. Главные из них таковы:
- в среднем 14 дней дополнительного отпуска ежегодно;
- первоочередное право не быть уволенным при сокращении;
- доплата до среднего заработка на прежнем рабочем месте, если перевод состоялся из-за состояния здоровья.
Назначение пенсии по месту регистрации
Оформление пенсии производится в территориальном отделении ПФР по месту регистрации лица. При отсутствии у лица постоянной регистрации требуется предоставить документ, подтверждающий постоянное пребывание или проживание на территории РФ.
Начисление пенсии для проживающих в чернобыльской зоне производится в стандартном порядке с учетом страхового стажа, льгот иного характера, например, при исполнении работ во вредных условиях труда. Лица, имеющие право на льготу по снижению пенсионного возраста, должны предоставить документальные доказательства в ПФР при назначении выплат.
Имеются особенности начисления пенсий для лиц со значительным количеством льгот, дающих право на снижение возраста. Например, если гражданин имеет льготы как ликвидатор аварии, имеющий трудовой стаж в условиях Крайнего Севера, проживающий на момент назначения пенсии в зоне льготного статуса, все имеющиеся льготы суммируются.
Предельная величина учитываемого льготного периода – 10 лет. Срок, установленный сверх предела, засчитывается лицу в качестве трудового стажа.
Установление причинной связи заболеваемости и инвалидности у лиц, подвергшихся радиационным воздействиям
б) специальное удостоверение единого образца, выдаваемое ОИВ субъектов РФ гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения либо выехавшим в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации, в котором указаны сроки пребывания в зонах радиоактивного загрязнения (п.6 ч.1 ст. 13 Закона).
К лицам, подвергшимся радиационным воздействиям относятся граждане, пострадавшие от радиации вследствие аварии на ЧАЭС, ПО «МАЯК», при исполнении военных обязанностей в подразделениях особого риска и лица пострадавшим от других радиационных воздействий. В соответствии с Постановлением Минтруда №17 от 15.04.2022 у лиц, подвергшимся радиационным воздействием при установлении инвалидности применяются следующие формулировки причин инвалидности :
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 июля 2022 N 11-22346
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2022 г. N 475 (в редакции приказов от 08.11.2022 г. N 750, от 22.08.2022 г. N 555, от 07.08.2022 г. N 386н и от 26.01.2022 г. N 58н) в федеральных округах РФ созданы межведомственные экспертные советы, утвержден Регламент деятельности межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.
Из материалов дела следует, что при жизни Грицаенко М.Я. документы, необходимые для решения вопроса об установлении причинной связи инвалидности Грицаенко М.Я. с воздействием радиационных факторов, органом здравоохранения субъекта Российской Федерации в МЭС не направлялись и решение об установлении или об отказе в установлении причинной связи инвалидности Грицаенко М.Я. с воздействием радиационных факторов МЭС не принималось.