Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория земли: как определить и что можно построить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 (утратил силу с 01.01.2017), в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Оформление новых земельных участков после раздела земли
Когда выполнен раздел земельного участка в собственность переходит уже не один, а несколько участков, которые нужно правильно оформить. Если раздел уже выполнен, территория может быть переведена на правасобственности или пользование (постоянное или бессрочное).
После раздела вместо одного участка, образуется несколько отдельных объектов, которые перейдут в собственность разным людям. Чтобы они получили свой юридический статус, им нужно присудить свой адрес. Присвоение адреса это также непростая процедура, которую выполняет орган архитектуры и градостроительства. Именно сюда нужно направить заявление, подкрепленное папкой документов.
Теперь можно ставить новый участок на кадастровый учет, чтобы официально закрепить за собой собственность. Составьте заявление, прикрепите к нему договор с другими собственниками о разделе исходной территории, решениесуда (если обращались в этот орган). Не забудьте взять кадастровый паспорт. Все это нужно отправить в отделение Государственного реестра. Полученная в ЕГРП выписка уже будет указывать новые параметры участка и его владельца.
Получить юридическую помощь по вопросу раздела земельного участка в собственности можно на нашем сайте.
Когда возможен выдел земли в натуре
Не всегда удобно пользоваться участком, если он принадлежит к общей долевой собственности. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо выделить свою долю. Но здесь может возникнуть один нюанс: в каждом регионе установлены свои нормы, которым должна соответствовать общая площадь участка. И если, это значение оказалось минимальным, урегулировать этот вопрос можно обоюдным путём или посредством подачи искового заявления в судебный орган.
Выделить долю в натуре можно при условии определения последних территориальных точек. Нельзя устанавливать границы через жилое здание, даже если оно находится так же в долевой собственности, как и земельный участок.
Успешное завершение процедуры по выделу доли в натуре зависит от следующих моментов:
- Количество сособственников территориальной зоны.
- Вид права собственности на спорный участок.
- Выделенная доля соответствует по площади региональным и градостроительным нормативам.
- Не нарушены линии застройки при обозначении новых территориальных границ.
О межевых планах на участки
Номер кадастра невозможно присвоить земельному участку, если на него не оформлен межевой план. В данном документе содержатся все сведения относительно тех или иных объектов на земле.
Обычно межевые планы содержат две части.
Текстовую. Со всеми данными, которые вносятся в сам кадастр. А так же с информацией по согласованию местоположения границ участка.
Графическая. Даёт более подробное представление о том, где располагается участок.
В следующих ситуациях надо оформлять только один экземпляр межевого плана.
- Если образовано несколько наделов, из-за чего и требуется уточнение имеющихся данных.
- Требуется само уточнение информации о месте расположения участка вместе с его границами.
- Образование нескольких наделов от одного многоконтурного участка.
- Формирование надела совпадает с необходимостью уточнить сведения о других объектах.
- Одновременное формирование надела с другими его частями.
- Несколько наделов образуются путём выделения долей из общего владения.
- Перераспределение сразу нескольких участков.
- Разделение одного надела на несколько небольших территорий.
Порядок действий при перераспределении
Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:
- ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
- Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
- Кадастровые номера участков
Приняты следующие обозначения:
- Границы определяются линиями, причём чёрным цветом наносятся существовавшие до кадастровых работ, а красным – появившиеся в процессе межевания.
- Сплошная черта применяется для границ, расположение которых определено с достаточной точностью, а пунктиром – с недостаточной.
Толщина линий тоже регламентирована – 0,2 мм. Длина штриха пунктира – 2 мм, расстояние между ними – 1 мм.Справка: Требуемая точность проводимых измерений зависит от назначения земель. Например, для садоводств и ИЖС она составляет 0,2 метра.
Возможны 4 варианта обозначения границ:
- Уже существующая, определённая с достаточной точностью – сплошной чёрной линией.
- Существующая, но определённая с недостаточной точностью – пунктирной чёрной линией.
- Вновь образованная или уточнённая, если точность достаточна – сплошной красной линией.
- Новая, но обладающая недостаточной точностью – красным пунктиром.
Раздел многоконтурного земельного участка
Чтобы заняться данным вопросом, необходимо собрать определенный пакет документов. Если не будет в наличии хотя бы одной бумаги, то это станет серьезным препятствием для запуска процесса.
В пакет документов входят следующие:
- Заверенное юристом заявление;
- Заверенная копия о праве собственности на землю;
- Удостоверение личности;
- Если у человека есть родные, то они должны дать свое согласие на этот процесс;
- Готовое решение о перемене или присвоении новых адресов;
- Если в процессе принимают участие доверенные лица, то придется вложить сюда и доверенность;
- Квитанция об оплаченной государственной пошлине.
Единое землепользование- многоконтурный земельный участок.
В 2000 г. было введено понятие единое землепользование или составной ЗУ. Это единое землепользование могло состоять из нескольких ЗУ, имеющих смежные границы, или нескольких ЗУ смежных границ не имеющих. Требовалось, чтобы эти ЗУ находились в правообладании одного лица и находились в пределах одного населённого пункта или муниципального образования. Каждый из таких участков имел свой кадастровый номер, и все вместе они имели кадастровый номер.
В настоящее время понятие единое землепользование заменено на «многоконтурный земельный участок».
· Такой участок теперь может состоять только из контуров, которые не имеют общих границ.
· При этом каждому контуру свой кадастровый номер не присваивается. Им могут быть присвоены условные номера.
· Площадь такого участка рассчитывается из суммы площадей контуров. Контуры так же должны находиться у одного правообладателя и в границах одного МО или НП. В отношении всех контуров подаётся один межевой план. Это удобно для проведения по территории линейного объекта.
Если вы были в едином землепользовании (долевом) и решили выйти, то когда выходите- вам присваивается новый номер. Единый номер остаётся у оставшегося.
Часть земельного участка.
Так как ЗУ является объектом ГП, то он может выступать только как единый объект оборота. Часть земельного участка в качестве объекта оборота, как правило, выступать не может. Альтернативой выступает отчуждение доли в праве собственности. В связи с этим в 2007 в ГК внесены изменения, исключены все упоминания о возможности распоряжения частью земельного участка.
Делимость ЗУ. Но как любая недвижимость, земельный участок может быть делим и не делим. ЗК в старой редакции содержал понятие «делимого земельного участка». С октября 2008 года это понятие исключено.
Вместо этого в ФЗ О государственном кадастре недвижимости указано, что орган кадастрового учета отказывает в постановке участка на учет, если размер этого участка не соответствует предельным максимальным (минимальным) размерам. Например, дачный участок в 8 соток делить нельзя, потому что новые образованные должны быть не меньше 6 соток. И вот тогда приходится распоряжаться долей в праве.
Предельные размеры земельных участков определяются либо в соответствии с Правилами землепользования и застройки, а при их отсутствии предельные размеры определяется по правилам ст. 33 ЗК:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Вопрос с договором аренды.
До вступления в силу ФЗ о ГКН вопрос о возможности аренды части ЗУ оставался открытым. С точки зрения ст. 607 ГК (необходимость установить предмет) часть ЗУ не могла выступать предметом договора аренды и суды признавали их незаключенными. Но у нас был и остаётся ФЗ о госрегистрации, где указано, что к договору аренды части ЗУ должен быть приложен план земельного участка, в котором сдаваемая в аренду часть должна быть индивидуализирована. На этом основании судебная практика многих регионов с 2006 стала признавать договор аренды части земельного участка заключёнными. С принятием ФЗ о государственном кадастре появилось нормативное основание для индивидуализации части ЗУ.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» № 42 от 4 февраля 2010 года п. 65 индивидуализация части земельного участка осуществляется путём
1) определения площади,
2) присвоения учётного номера
3) точного определения характерных точек местоположения границ. Границы должны быть определены не только в плане, но и на местности. Устанавливается это все на основании геологических работ.
Прошлый год: но важно помнить, что оборотоспособность часть земельного участка в таком случае приобретает только для договора аренды или сервитута!
В 2010 г. ВАС признал правомерность сдачи в аренду части земельного участка, если она надлежащим образом индивидуализирована.
То есть это специфическая ситуация.
Единое землепользование: что это такое и для чего нужно
На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется. Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили. Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.
Правовое регулирование в данной области выполняется на основании нормативных актов (правила присвоения номеров кадастровым участкам, приказы о кадастровом делении и подобное) в сфере кадастрового учета. Основным федеральным законом, который используется в практике правового регулирования в данной области, является Федеральный закон № 221, новая редакция которого появилась 13.07.2015 года.
Как выделить земельный участок из единого землепользования
Единое землепользование — это составной земельный участок, имеющий один кадастровый номер, но состоящий из нескольких отдельных частей, которые не имеют общих границ. Какие действия можно производить с таким участком и какое название он получил после изменения земельного законодательства, будет рассказано в нашей статье.
Таким образом, под единым землепользованием подразумевают земельный участок с кадастровым номером, состоящий из двух и более участков имеющих обособленные контуры и собственные кадастровые номера, размеры которых в целом дают размер полного участка согласно кадастру. На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется.
1. Ветераны ВОВ, участники боевых действий, ликвидаторы ЧАЭС, а также члены их семей, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и гетто.2. Члены семьи военнослужащего, погибшего, пропавшего без вести или получившего ранение в период прохождения службы, в том числе в мирное время, после 3 сентября 1945 года.3. Граждане, получившие звание «Почетный гражданин Воронежской области».4. Многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, а также семьи, усыновившие (удочерившие) ребенка или детей из детского дома.5. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.6. Инвалиды.7. Лица, получающие земельный участок из фонда земли, требующей рекультивации.8. Граждане, получившие образование и работающие в сфере сельхозпроизводства, лесного хозяйства, а также социального или медицинского обслуживания в сельской местности.9. Граждане, переехавшие из города в сельскую местность для постоянного проживания и работы в сфере сельского хозяйства, образования, социального обслуживания, медицины и культуры.10. Молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, либо неполные семьи, состоящие из одного родителя и детей, в которых возраст супругов не превышает 35 лет.11. Граждане, на которых распространяются специальные виды социальных мер поддержки в соответствии с региональным законодательством.12. Граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, приобретенные в результате гражданско-правовых сделок или в порядке наследования.13. Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.В разных регионах положения о категориях граждан и условия получения земельных участков строятся по одному алгоритму. Но, например, если в Воронежской области многодетные семьи могут подать заявление на предоставление бесплатного участка без каких-либо иных дополнений, то в Липецкой области на земельный участок могут претендовать только те семьи с тремя и более детьми, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. И здесь должны быть соблюдены нормы квадратных метров в жилом помещении на человека – иначе землю вы не получите.
- Количество сособственников территориальной зоны.
- Вид права собственности на спорный участок.
- Выделенная доля соответствует по площади региональным и градостроительным нормативам.
- Не нарушены линии застройки при обозначении новых территориальных границ.
Образование земельного участка из состава единого землепользования в 2021 году
На данный период времени, как сказано ранее, единое землепользование не формируется, существуют только участки, созданные ранее, до 2008 года. С того времени появился новый термин – многоконтурный участок земли. Регулируется образование таких участков в соответствии с Федеральным законом под номером 221.
Если требуется объединить два или более участков с замкнутыми контурами, то формируется именно многоконтурный участок.
Существуют разновидности формирований:
- с разделенными контурами (то есть участки прилегающие друг к другу, но имеющие собственные контуры);
- с вкраплениями (то есть участки, между которыми есть земля, не относящаяся к данному землепользованию).
Таким образом, ныне формируются только многоконтурные участки, в том числе и из существующих участков единого землепользования. К примеру, если требуется отделить определенное количество участков от единого землепользования, то эти участки оформляются как отдельные, а остальные становятся многоконтурным участком.
Для объединения участков используется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату и утверждается регулирующими органами.
В целях обеспечения качества и интеграции данных о земле и объектах недвижимости, содержащихся в государственных информационных ресурсах, а также повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Провести c 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости (далее — эксперимент).
Основными целями эксперимента являются сбор, сопоставление сведений о земле и недвижимости, содержащихся в различных государственных информационных ресурсах, а также выработка правовых, методологических и технологических основ объединения таких сведений в Едином информационном ресурсе о земле и недвижимости для целей повышения эффективности использования земельных участков и объектов недвижимости в Российской Федерации, оптимизации процессов управления такими объектами (в том числе основанных на существующих государственных информационных системах) и создание условий для появления новых возможностей и инструментов для граждан и организаций по поиску и предоставлению им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, получения интересующей их информации о других земельных участках, а также для анализа путей повышения эффективности расходования бюджетных средств на создание и эксплуатацию государственных информационных ресурсов.
2. Создание Единого информационного ресурса о земле и недвижимости направлено на решение следующих задач:
а) повышение достоверности, качества и полноты сведений об объектах недвижимости и территориях, содержащихся в государственных информационных ресурсах;
б) создание дополнительных инструментов для наполнения Единого государственного реестра недвижимости отсутствующими сведениями о границах пространственных объектов и правообладателях объектов недвижимости;
в) вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости;
г) исключение необходимости ввода одних и тех же данных в различные информационные системы за счет распределенной ответственности за формирование сведений и использование информационных сервисов при обмене данными;
д) упрощение процедуры поиска и предоставления земельных участков и иных объектов недвижимости гражданам и организациям;
е) обеспечение эффективного предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций, связанных с развитием территорий и объектов на них;
ж) повышение доходной части консолидированных бюджетов от имущественных налогов и сборов;
з) внедрение современных технологий интеллектуального анализа пространственных и семантических данных для автоматизации работ, услуг и сервисов;
и) создание цифровой платформы для сбора, ведения и межведомственного информационного взаимодействия, в том числе при сопровождении инвестиционных и социальных проектов;
к) обеспечение возможности дополнения ведомственных информационных ресурсов новой достоверной информацией об объектах управления.
3. Утвердить прилагаемый перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости.
4. Установить, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
5. Участниками эксперимента являются:
а) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов и Государственная корпорация по космической деятел��ности «Роскосмос»;
б) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные перечнем субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территориях которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, утвержденным настоящим постановлением.
6. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по координации мероприятий, необходимых для реализации эксперимента (далее — межведомственная рабочая группа), в которой предусмотреть участие представителей участников эксперимента в должности не ниже заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных заинтересованных организаций.
Межведомственная рабочая группа определяет требования к составу элементов Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, порядку его наполнения, функционирования, архитектуре и модели данных и осуществляет координацию проведения мероприятий, необходимых для реализации эксперимента.
1. Республика Татарстан (Атнинский, Зеленодольский и Пестречинский муниципальные районы).
2. Краснодарский край (город Армавир, Кореновский муниципальный район).
3. Пермский край (Добрянский городской округ, Пермский городской округ, Пермский муниципальный район).
4. Иркутская область (Иркутский муниципальный район, Ольхонский муниципальный район, Слюдянский муниципальный район).
В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 (утратил силу с 01.01.2017), в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Вместе с тем, в приказе Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 «Об установлении порядка ведения ЕГРН…» данная норма отсутствует.
Также Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) не предусмотрена возможность раздела с сохранением исходного земельного участка, представляющего собой «единое землепользование», в случае, если данный земельный участок находится в собственности физического или юридического лица.
Таким образом, в случае поступления межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка, путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, представляющего собой «единое землепользование», предоставленного на праве собственности юридическому или физическому лицу, орган регистрации прав будет принимать решение о приостановлении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
В данном случае необходимо осуществлять полный раздел земельного участка, представляющего «единое землепользование».
В случае, если земельный участок, представляющий собой «единое землепользование», находится в государственной или муниципальной собственности, или относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, раздел данного земельного участка необходимо осуществлять в соответствии со ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.
В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.
Особенности перераспределения земельных участков таковы:
- Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
- Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
- Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.
Перераспределены могут быть не все земли, так как законодатель установил ряд ограничений. В частности, процедурой можно воспользоваться если:
- Были проведены геодезические работы по межеванию земли. После установления четких границ, земельные наделы, согласно отечественному законодательству поставлены на кадастровый учет;
- Присоединяемая площадь является государственной или муниципальной собственностью;
- Территория земли, находящаяся в собственности у частного землепользователя в результате перераспределения должна быть не больше предельно возможного размера;
- Земля должна иметь одно целевое назначение;
- Допускается передел только смежных участков;
- Земли, участвующие в процедуре, должны относиться к одной административной территории, во избежание изменения границ муниципалитета;
Следует учитывать, что в процессе перераспределения могут участвовать только граждане РФ, являющиеся собственниками земельных наделов. При этом участок должен быть предназначен для ИЖЗ, ЛПХ, садоводства или огородничества.
Образование земельных участков / порядок формирования
Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).
Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.
Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.
Система землепользования хозяйства. Землепользование колхоза “Победа” представлено единым земельным массивом вытянутым с севера на юг на 8 км, и с запада на восток на 7 км. Рельеф местности представлен равниной и слабопологими склонами до 3°.
Колхоз по своей специализации является плодово-ягодным хозяйством, с развитым животноводством ( в частности овцеводством), часть угодий отводится для питомника.
Основные его площади заняты плодовыми садами, состоящими в основном из различных сортов яблонь, и ягодниками, где возделывают землянику.
Также в садах возделывают грушу, вишню, смородину, малину и другие культуры. В колхозе существуют также полевые и орошаемые севообороты с возделыванием зерновых, зернобобовых, кормовых и технических культур. Профиль хозяйства в ближайшем времени не изменится.
В данной работе рассматриваются только севооборот в питомнике под который отведено 70 га сельхозугодий.
Что считается объектом и субъектом землепользования
В соответствии с законодательством РФ, пользование земельных угодий может быть связано/не связано с правом собственности на них.
Объекты и субъекты землепользования являются элементами правоотношений, связанных с эксплуатацией земли. В качестве объекта землепользования могут выступать наделы, выделенные в результате отвода земель в натуре.
Если землепользование не связано с правом собственности, то его объектом являются участки, переданные во временное пользование на основании договоров аренды, субаренды или сервитута.
Что касается субъектов землепользования, то в этом качестве могут выступать граждане или предприятия/организации, являющиеся:
- землевладельцами, чьи права подтверждены соответствующим свидетельством;
- землепользователями, обладающими правом безвозмездного срочного или бессрочного (постоянного) пользования;
- физические или юридические лица, использующие участки на основании права пожизненного наследуемого владения;
- пользователи, получившие участок на основании договоров арены или субаренды;
- лица, получившие сервитут.
Все они обладают правами и обязанностями, предусмотренные профильным законодательством РФ.
Минусы землевладений и землепользований
Под недостатками землевладений и землепользований следует понимать неудобства и отклонения, негативно влияющие на рациональное использование угодий, экономику и организацию производств. К ним относят:
- нерациональный размер и структуру;
- чересполосицу, в том числе топографическую;
- вкрапления;
- изломанность границ;
- дальнее расположение.
К основным способам ликвидации недостатков землепользований относятся следующие действия:
- перенесение границ наделов;
- обмен. Допускается два варианта: заинтересованные стороны обмениваются наделами или неравноценными участками с денежной доплатой;
- передача угодий одного хозяйства другому;
- проведение организации.
Если реализовать указанные способы невозможно, сельхозпредприятия могут совершенствовать или уточнить свою специализацию для того, чтобы использовать земли по назначению.
Недостатки землепользования и методы их устранения описывают многие специалисты в области земельного права. Это позволяет собственникам наделов, обнаруживших в их использовании определенные неудобства, подобрать оптимальное решение проблемы.
Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года
- Собственниками участков являются физические или юридические лица.
В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.
- Собственниками с одной стороны выступают физическое/юридическое лицо, а с другой — муниципальное образование.
Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.
В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 (утратил силу с 01.01.2017), в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Вместе с тем, в приказе Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 «Об установлении порядка ведения ЕГРН…» данная норма отсутствует.
Также Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) не предусмотрена возможность раздела с сохранением исходного земельного участка, представляющего собой «единое землепользование», в случае, если данный земельный участок находится в собственности физического или юридического лица.
Таким образом, в случае поступления межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка, путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, представляющего собой «единое землепользование», предоставленного на праве собственности юридическому или физическому лицу, орган регистрации прав будет принимать решение о приостановлении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
В данном случае необходимо осуществлять полный раздел земельного участка, представляющего «единое землепользование».
В случае, если земельный участок, представляющий собой «единое землепользование», находится в государственной или муниципальной собственности, или относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, раздел данного земельного участка необходимо осуществлять в соответствии со ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Под образованием надела понимают создание объекта, относящегося к категории недвижимых. Новые земли могут получить за счет:
- основываясь на участках, которые используются (происходит это с помощью выдела, перераспределения, раздела или объединения);
- когда осваивается территория, ранее не подлежащая эксплуатации (выделяется они из наделов, принадлежащих муниципалитету или государству).
В документации каждый раз обозначаются границы надела, которые имеют строгую фиксацию. В связи с этим законодатель принял решение относительно создания наделов путем их постановки на государственный учет, носящий кадастровый характер.
Уточнение единого землепользования в программе «Полигон: Межевой план»
На данный период времени, как сказано ранее, единое землепользование не формируется, существуют только участки, созданные ранее, до 2008 года. С того времени появился новый термин – многоконтурный участок земли. Регулируется образование таких участков в соответствии с Федеральным законом под номером 221.
Если требуется объединить два или более участков с замкнутыми контурами, то формируется именно многоконтурный участок.
Существуют разновидности формирований:
- с разделенными контурами (то есть участки прилегающие друг к другу, но имеющие собственные контуры);
- с вкраплениями (то есть участки, между которыми есть земля, не относящаяся к данному землепользованию).
Таким образом, ныне формируются только многоконтурные участки, в том числе и из существующих участков единого землепользования. К примеру, если требуется отделить определенное количество участков от единого землепользования, то эти участки оформляются как отдельные, а остальные становятся многоконтурным участком.
Для объединения участков используется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату и утверждается регулирующими органами.