Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Испытание при поступлении на гражданскую службу как условие служебного контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок поступления на государственную гражданскую службу регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе).
Непосредственный руководитель либо его заместитель не позднее чем за 14 рабочих дней до окончания срока испытания готовит отзыв (проект отзыва) о результатах испытания гражданского служащего и не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока испытания передает этот документ в кадровую службу. Форма такого отзыва установлена приложением 2 к Методике.
В отзыве дается оценка соответствия служащего замещаемой должности гражданской службы, делается вывод о результате испытания и отражаются замечания непосредственного руководителя по подготовленным служащим проектам документов.
К отзыву прилагается таблица (если в рамках электронного делопроизводства не используется система автоматического учета поручений). А если в период испытания в отношении служащего осуществлялось наставничество, к отзыву также прилагается отзыв о результатах наставничества.
Таблица содержит следующие графы:
Дата (период) выполнения поручения |
Основные поручения |
Отметка о выполнении (выполнено, выполнено с замечаниями, не выполнено – указать нужное) |
Комментарии (при наличии) непосредственного руководителя |
О порядке поступления на государственную гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу — сайт администрации серафимовичского муниципального района волгоградской области
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным квалификационным требованиям (ст. 21 Закона о гражданской службе).
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки (ст. 12 Закона о гражданской службе).
Поступление на гражданскую службу впервые и переход гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую осуществляются на основании конкурса, если иное не установлено Законом о гражданской службе. В процессе конкурса определяются профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
- Таким образом, конкурсный порядок поступления на гражданскую службу и продвижения гражданских служащих по службе призван обеспечить, с одной стороны, право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе и право гражданских служащих на должностной рост, а с другой — возможность подбора наиболее квалифицированных и компетентных кадров для государственных органов.
- Конкурс не проводится:
- 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
- 2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
- 3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ст. 28 и ст. 31 Закона о гражданской службе;
5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, конкурс может не проводиться и при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к младшей группе должностей гражданской службы.
Право на участие в конкурсе имеют все граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным Законом о гражданской службе для поступления на государственную гражданскую службу. Право участвовать в конкурсе имеют и находящиеся уже на гражданской службе гражданские служащие независимо от того, какую должность они замещают на момент его проведения.
Порядок и условия проведения конкурса определены в Положении о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 (далее — Положение о конкурсе).
- Конкурс проводится в два этапа.
- На первом этапе информация о конкурсе размещается на официальном сайте государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Участники конкурса представляют в конкурсную комиссию государственного органа пакет документов, перечень которых предусмотрен пунктом 7 Положения о конкурсе.
- Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.
- Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии.
Изменение условий прохождения государственной службы и служебного контракта. В силу ст. 30 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя вправе: Закон N 79ФЗ не предусматривает гарантий гражданским служащим, переведенным по состоянию здоровья на нижеоплачиваемую гражданскую должность.
В связи с этим к таким служащим должны применяться правила ст. 182 Трудового Кодекса Российской Федерации.
О конфликте интересов на госслужбе. Решение комиссии должно быть получено руководителем учреждения, а затем и гражданским служащим в письменной форме, и приобщено к личному делу служащего, поскольку это напрямую связано с представлением впоследствии декларации о доходах за отчетный период.
При этом в трудовом договоре обязательно делается ссылка на наличие испытательного .
В то время пока госслужащий будет выдерживать испытательный срок он должен изучить и в полном объеме обладать навыками и знаниями, которые ему необходимы для исполнения государственных задач . Article is devoted the analysis of legal regulation of public service, from the point of view of social protection of civil servants. Вопрос: Я впервые поступаю на государственную гражданскую службу.
В отделе кадров мне сказали, что я буду принят на работу с условием об испытательном сроке. Правомерны ли такие действия? Отвечает помощник Курчатовского межрайонного прокурора Красникова А.В.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 509-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон
. В Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79 — ФЗ
внесены изменения, касающиеся установления срока для граждан, поступающих на гражданскую службу.
Ранее предусматривалось, что испытание гражданского служащего может быть установлено на срок от трех месяцев до одного года. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ Согласно ст.28 Трудового кодекса РБ (далее — ТК) с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор может быть заключен с условием предварительного испытания.
Предварительное испытание при приеме на работу не является обязательным условием трудового договора, без которого трудовой договор не может быть действительным. Испытательный срок для госслужащего и муниципального служащего, избранного по конкурсу Статья: Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения трудового договора с госслужащими (Давыдова Е.В.) (
, 2012, N 3) Нужно ли устанавливать испытательный срок государственному гражданскому или муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) в результате избрания по конкурсу?
- Граждане, которые получили средне-специальное образование в рамках программы подготовки госслужащих или высшее
- Служащие, которые были назначены на новую должность в связи с сокращением предыдущей, при условии соответствия его квалификации и опыта работы новой должности.
- Для всех служащих, которым гарантировано законодательством сохранность рабочего места (например, беременные женщины или женщинам, имеющими детей до 1,5 года).
- Лица, заступающие на позиции «руководитель» и «помощник» временно.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос № 1: Как государственный служащий может понять, что он прошел проверку и получил удовлетворительную оценку своим профессиональным качествам?
Ответ: Непосредственную оценку пригодности для службы на претендуемой должности дает руководитель госслужащего, он обязан оформить свое заключение в письменной форме по окончании испытательного срока кандидата. Профессиональные и деловые качества госслужащего оцениваются специально организованной комиссией, делающей выводы о соответствии претендента желаемой должности и присваивающей классный чин. Успешное прохождение аттестации предполагает знание ответов на задаваемые комиссией вопросы относительно работы на госслужбе.
Вопрос № 2: Что делать, если госслужащий не согласен с решением руководителя и комиссии о его непригодности для должности, которую он хотел бы занимать?
Ответ: Если кандидат уверен в успешном прохождении испытательного срока и в своей пригодности для того, чтобы занять желаемую должность, он вправе обжаловать решение комиссии в суде. Возможно, он сможет доказать свою правоту, и для него будет назначена переаттестация.
Вопрос № 3: Как выбираются члены аттестационной комиссии, оценивающей профессиональные качества государственного служащего?
Ответ: Стать членом аттестационной комиссии могут только действующие сотрудники государственной службы, обладающие необходимым опытом и способные дать объективную оценку пригодности претендента для исполнения им должностных обязанностей.
Организация и проведение конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу
Для оценки профессионального уровня и знаний соискателя при поступлении на государственную службу проводится конкурс. Конкурсы на государственную службу организуются и проводятся на основании статьи 22 упомянутого выше закона и Положения о конкурсе, утвержденного указом Президента РФ.
Для исполнения конкурсных процедур организуется конкурсная комиссия, состоящая из специалистов необходимых направлений деятельности и знаний. Конкурсная комиссия на 1/4 должна состоять из независимых экспертов. Если работа госслужащего при прохождении государственной службы будет связана с гостайной, то конкурсная комиссия образовывается с учетом положений законодательства о гостайне.
На первом (подготовительном) этапе конкурса в печатных средствах массовой информации размещается объявление о приеме документов и квалификационных требованиях к кандидату. Основной этап конкурса проводится, если на вакантную должность претендует не менее 2 кандидатов. Соискателей отбирают как по предоставленным ими документам, так и на основании специальных конкурсных процедур, позволяющих оценить профессиональные качества кандидата. Как правило, это собеседование с кандидатом.
После окончания конкурса кандидатов ставят в известность о его результатах в течение месяца.
Оценка успешности прохождения испытательного срока
В случае если служащий не согласен с выводами о том, что он не выдержал испытательный срок, он вправе подать жалобу в суд и оспорить данное решение. При этом если возникают сложности в составлении жалобы, или не ясно имеется ли достаточные основания для обжалования решения всегда можно обратиться за помощью к юристам. Они помогут составить заявление в суд и защитить нарушенные права.
Комиссия также может сделать вывод о том, что служащий не прошел испытательный срок, если он нарушал трудовую дисциплину, в том числе имели место опоздания, прогулы, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и т.д. Кроме того, лицо может быть освобождено с должности гражданского государственного служащего на испытательном сроке, если он допустил порчу государственного имущества (находясь на позиции «руководитель»), нарушил нормы законодательства и т.д. Все причины указаны в ст. 37 Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года.
Подведение результатов испытания
Не позднее 14 дней до окончания срока испытательного периода служащего его непосредственным руководителем (либо его заместителем) подготавливает отзыв о результатах испытания госслужащего. В течении 4 дней данным отзыв направляется в кадровую службу организации.
Примечание: форма отзыва приведена в приложении №2 к «Единой методике прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти».
Не позднее следующего рабочего дня с момента составления отзыва с ним должен письменно быть ознакомлен служащий, проходивший испытания (с вручением ему копии отзыва).
При несогласии служащего с отзывом им может быть подано соответствующее заявлении не позднее 2-х дней с момента письменного ознакомления с отзывом.
При неудовлетворительных результатах испытания наниматель имеет право расторгнуть с ним служебный контракт не позднее срока истечения испытательного периода, письменно предупредив об этом служащего не позднее 3 дней до истечения срока испытания, с указанием причин послужившим основанием для принятия такого решения.
При отказе служащего от ознакомления с вышеуказанными документами (под роспись) об этом составляется соответствующий акт.
Испытательный срок не назначают следующим категориям граждан:
- лицам, приступившим к гражданской службе по направлению учебного заведения;
- гражданским служащим, переведенным на должность из упраздненного госоргана или на основе сокращения должности;
- гражданским служащим с гарантированным сохранением должности;
- лицам, принятым на службу в прокуратуру в течение первого года после окончания ВУЗа;
- лицам, принятым на службу в ОВД по распределению, по конкурсу или по назначению на должности высшего начальствующего состава;
- гражданам, окончившим учебные учреждения ФТС или получившим должность по итогам конкурса;
- гражданам, поступающим на службу в органы наркоконтроля по конкурсу или по назначению на должности высшего начальствующего состава;
- гражданам, приступившим к несению военной службы в период ЧС, боевых действий;
- гражданам, приступившим к несению военной службы с целью участия в поддержании мира и порядка в мировом сообществе либо пресечении международного терроризма за пределами РФ;
- лицам, проходящим обучение в военных профессиональных образовательных учреждениях.
Типы контрактов по сроку их длительности
В статье №25 названного закона указан весь перечень типов контрактов. Итак, при оформлении на должность служащего с ним могут быть заключены два типа документа — контракт на постоянную работу, т.е. на неопределенный период, или срочный контракт.
Срочный вариант заключается на один-пять лет, если другой срок не оговорен в ФЗ. Его оформляют, если гражданина нельзя трудоустроить постоянно.
Случаи, когда заключаются срочные служебные контракты | Пояснение |
Замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)» | Со всеми руководящим работниками, а также их помощниками заключаются срочные договора в связи с тем, что они могут быть переведены на другую работу или же их работа не удовлетворит вышестоящее руководство |
Замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы | В этом случае, гражданин принимается на службу на период отсутствия основного работника, находящегося в декретном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком, на больничном листе из-за длительной болезни, находящегося в длительной командировке |
Замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) | С гражданами, которые обязаны пройти гражданскую службу после прохождения обучения на бюджетной основе |
Замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации | Со служащими, представляющими РФ за ее пределами, выполняющие работу послов, консулов и т.п., а также работниками торговых представительств за рубежом. |
Замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций | Со служащими организаций, которые созданы на определенный срок и будут ликвидированы после выполнения поставленных задач |
Замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта | В случае, если основной работник по каким-либо причинам отсутствует длительный срок с разрешения руководства, т.е. находится в неоплачиваемом отпуске |
Замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда | В случае, если основной служащий по согласованию с руководством работает временно не на полную ставку. |
Замещения должности гражданской службы в порядке ротации (п. 7.1 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ) | Если характер работы в организации предполагает периодический перевод работников в разные подразделения (ротация) |
Согласно статье 27 в редакции ФЗ №509-ФЗ от 31.12.2014 года, для вновь поступающих на службу граждан при отсутствии опыта работы может быть установлен срок испытания, который может варьироваться от месяца до года. За этот период руководство сможет убедиться в способностях гражданина к службе в предложенных условиях.
Срок испытания устанавливается в следующих случаях.
Случаи, когда может быть установлен испытательный срок | Период испытательного срока |
При назначении служащего на должность Президентом РФ или Правительством РФ | от одного месяца до одного года |
При назначении на должность гражданина, ранее выполнявшего обязанности гражданского служащего | от одного до шести месяцев |
При назначении служащего на должность в порядке перевода из другого государственного органа | от одного до шести месяцев |
В январе 2021 г. Правительством России утверждена «Единая методика прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти» (приведена в приложении к статье). В ней определены порядок принятия решении об установлении испытательного срока, а так порядок проведения самого испытания и подведения его итогов.
Решении о установлении испытательного строка и его продолжительности как правило принимает непосредственный руководитель структурного подразделения (или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя).
В течение всего срока испытательного периода госслужащему может быть проведена внеочередная оценка его деятельности. При выявлении несоответствия госслужащего занимаемой должности служебный контракт с ним может быть расторгнут до окончания испытательного периода. В случае расторжения служебного контракта госслужащий письменно извещается об этом не менее чем за 3 дня с указанием причины послужившим основанием для принятия такого решения. Кроме того, и сам госслужащий в течение испытательного периода имеет право расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе (без указания причин) предупредив об этом работодателя не менее чем за 3 дня.
Если по истечению срока испытательного периода госслужащий продолжает замещать должность, то он считается выдержавшим испытание.
Наставничество на госслужбе осуществляется лицами, имеющий соответствующий опыт и квалификацию. Наставничество осуществляется с целью ускорению получения лицом принятым на госслужбу необходимых навыков и умений.
Как правило наставничество осуществляется по решению нанимателя в отношении лиц, впервые принятых на госслужбу, либо не имеющих практического опыта в сфере деятельности конкретного государственного органа. Организацией наставничества занимается кадровая служба.
В качестве наставников не могут выступать служащие, имеющие дисциплинарное взыскание или совершившие коррупционное правонарушение. Непосредственный руководитель госслужащего так же не может выступать в качестве его наставника.
Наставник может осуществлять наставничество в отношении не более 2-х госслужащих.
Испытательный срок на государственной гражданской службе и в муниципальных органах
Установлено, что условие об испытании при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, предусматривается в контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы продолжительностью от 1 месяца до 1 года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы.
Определены случаи, при которых испытание может устанавливаться на определенный срок. В частности, при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу РФ, — на срок от 1 до 6 месяцев.
Уточнены случаи, при которых испытание не устанавливается.
Предусмотрено, что испытание не устанавливается, в том числе для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу.
При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.
Ранее предусматривалось, что испытание гражданского служащего может быть установлено на срок от 3 месяцев до 1 года. При этом отсутствие условия об испытании в акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте означало, что гражданский служащий принят без него.
Российские работодатели имеют право устанавливать соискателям при приеме на работу испытательный срок, однако его правовое регулирование при поступлении на государственную гражданскую службу может отличаться от общих нормативов, предусмотренных трудовым законодательством. Поэтому каждому соискателю, сотруднику кадрового отдела госслужбы и руководителю следует ознакомиться с тем, как устанавливается испытательный срок государственного гражданского служащего. Также, особые нормативы могут предполагаться и в отношении испытательного срока на муниципальной службе.
К вопросу правоприменения срочных служебных контрактов на государственной гражданской службе
В статье анализируется проблема классификации служебных контрактов на государственной гражданской службе в Российской Федерации в зависимости от сроков их заключения. Последовательно проанализированы позиции современных отечественных ученых по данной проблеме.
В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие ряда федеральных законов, важнейшим из них оказался Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1].
Благодаря ему появилась новая форма регулирования государственно-служебный отношений, в частности, служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору.
Появление нового понятия вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов. Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остаётся проблема классификации служебных контрактов, что и предопределило выбор темы данной статьи.
Для выявления сущности служебных контрактов ученые выделяют их виды по разным критериям. Наиболее актуальна, на наш взгляд, легальная типология в зависимости от сроков служебного контракта. Она закреплена в ФЗ № 79 (ч. 1 ст. 25). Это бессрочный (на неопределенный срок) и срочный служебный контракт.
В статье 58 Трудового кодекса Российской федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) содержатся похожие нормы [2].
Согласно ч. 2 п. 3, 4 ст. 9 ФЗ № 79 служебный контракт на неопределенный срок всегда заключается с государственными гражданскими служащими, замещаемыми должности категории «обеспечивающие специалисты» и «специалисты». В некоторых случаях подобный контракт заключается и с руководителями (ч. 2. п. 1 ст. 9 ФЗ).
Учитывая, что еще со времен Древнего Китая проповедовался принцип постоянства и профессионализма на государственной службе, подобная практика в России, несомненно, необходима. Для того, чтобы стать настоящим профессионалом гражданский служащий должен накапливать опыт в течении долгой служебной деятельности.
Кроме того, заключение служебного контракта без ограничения срока полномочий в некоторой степени способствует социальной защищенности чиновника.
Тем не менее в практике государственно-служебных отношений часто требуется временное привлечение специалистов, тогда и появляется необходимость заключения временного соглашения. Срок данного вида контракта установлен ч. 2 ст. 25 ФЗ № 79.
Согласно зафиксированным там положениям срочный служебный контракт может заключаться на срок от одного года до пяти лет, то есть законодательство устанавливает не только максимальный, но и минимальный срок подобного соглашения. В данном случае наблюдается существенная разница с нормами трудового законодательства. В частности, согласно ст.
58 ТК РФ срок срочного трудового договора не может превышать 5 лет. Не совсем понятно почему законодатель в отношении государственной гражданской службы закрепил нижнюю границу в 1 год, так как на практике это может приводить к некоторым трудностям.
Например, в случае временного замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего может возникнуть необходимость в заключении контракта на срок в 5-6 месяцев. Допустим это может происходит в ситуации ухода гражданского служащего, занимающего должность гражданской службы на постоянной основе или в отпуск по уходу за ребенком.
Конечно такая ситуация может длится не один год, однако чиновник имеет право выйти на службу сразу после родов, но при этом, как было сказано выше, заключение служебных контрактов на такой срок не допускается, так как минимальный срок служебного контракта составляет один год.
Поэтому кадровые службы заключают как правило с временно принимаемым гражданским служащим временное соглашение сроком на один год, а потом расторгают его через 3-4 месяца из-за выхода государственного служащего на службу, ранее, замещавшему указанную должность (ч. 3 ст. 35 ФЗ № 79). Более оптимальным, на наш взгляд, было бы изменить ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с редакцией ст. 58 ТК РФ.
Кроме рассмотренных нами сроков, законодатель определил еще два условия, при которых применяется срочный служебный контракт. Это случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок: с учетом категории замещаемой должности и условий прохождения гражданской службы.
К первым случаям относится замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» и должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».
Ко вторым случаям причисляют несколько ситуаций, а, именно, периоды отсутствия гражданского служащего и окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы.
К ним также относятся поступление на дипломатическую службу, а также в государственный орган, образованный на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций, замещение должности гражданской службы, по которой ч. 14 ст.
50 ФЗ № 79 установлен особый порядок оплаты труда, с чиновником, достигшим возраста 60 лет, в порядке ротации.
При этом перечень, не закрытый и кроме того в ФЗ № 79 ничего не говорится о безосновательном заключении срочного служебного контракта. Как нам представляется, это ущемляет права гражданского служащего.
В данном случае, вполне возможна рецепция подходов трудового законодательства.
Так согласно статье 58 ТК РФ трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Тем не менее ряд авторов поддерживают законодательный подход, аргументируя это тем, что государственная служба носит публичный характер, то есть осуществляется в общеполезных целях для достижения блага всех и поэтому служебное законодательство должно защищать в первую очередь публичный интерес, а не интерес отдельных чиновников [3, С. 21].
Более того некоторые исследователи прямо требуют закрепления «в законодательстве возможности заключения срочных служебных контрактов в любых случаях, если это диктуется государственной необходимостью» [4, С. 16]. По мнению И.Н.
Гарячук, право выбора между срочным и бессрочным служебным контрактом должно оставаться за руководителем (представителем нанимателя). Возникает вопрос, связанный с целесообразностью введения подобной нормы.
Чрезмерное увеличение полномочий руководителя, несомненно, приведет к субъективизму при поступлении на государственную служу, а это вряд благоприятно скажется на итак сложной обстановке в РФ, связанной с проблемой распространения коррупционных правонарушений.
Исследователь также приводит примеры таких ситуаций как временное увеличение объема работ государственное органа (например, в период проведения реформ) или временное привлечение на государственную службу специалистов, обладающих особыми познаниями в определенных сферах, для решения конкретных вопросов. При этом И.Н.
Гарячук указывает на то, «действующее законодательство в таком случае не позволяет привлекать на службу граждан по срочным служебным контрактам». С этим утверждением нельзя согласится, хотя бы в отношении второй названной ситуации.
Так как в случае приглашения необходимого специалиста вполне можно заключить служебный контракт на определенный срок для замещения должности гражданской службы категории «помощник (советник)».
В отношении тех, кто претендует на замещение должности государственной гражданской службы категории «специалист» неоправданное расширение оснований для заключения срочного служебного контракта, тем более по усмотрению представителя нанимателя, может привести на практике к злоупотреблениям со стороны руководителя, а значит нарушению трудовых прав граждан.
Можно отметить, что в целом в законодательстве условия, при которых заключаются срочные служебные контракты, очерчивают максимально допустимый перечень ситуаций. Однако в некоторых случаях, на наш взгляд, излишний. Это, например, ч. 7 п. 4 ст. 25 ФЗ № 79: должности по которым устанавливается отдельный порядок оплаты труда. Согласно ч. 14 ст.
50 названного Закона оплата труда в данном случае производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. По мысли законодателя это должно быть закреплено именно в срочном служебном контракте.
Данная норма не имеет каких-либо объяснений и думается, что подобные условия оплаты труда вполне могли бы быть закреплены в служебном контракте на неопределенный срок.
Таким образом, при наличии излишнего перечня случаев заключения срочного служебного контракта возможно ущемление трудовых интересов лиц, принимаемых на государственную гражданскую службу.
Хочется отметить, что в зависимости от сроков Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет три вида служебных контрактов (п. 3 ст. 12) [5]. Это служебный контракт, заключаемый:
- на неопределенный срок;
- на определенный срок;
- на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Ученые в целом отвергают подобную классификацию применительно именно к государственной гражданской службе, так как именно организацию именно этого вида службы регулирует специальный закон – Федеральном законе N 79-ФЗ. Поэтому исследователь А.А.
Осин вполне оправдано отмечает, что третий вид в этой классификации на самом деле не образует самостоятельного вида, а является разновидностью срочного служебного контракта, потому что обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием для заключения срочного служебного контракта [6, С. 47].
Увольнение с госслужбы на испытательном сроке
Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.
Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.
Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.