Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация предрейсового медосмотра водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.
Исходя из названия, можно предположить, что послерейсовые осмотры проводятся по окончании перевозки. Они обязательны лишь для тех водителей, которые транспортируют опасные грузы и пассажиров.
Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые угрожают здоровью или жизни человека.
Проходить предрейсовый медосмотр водителей нужно в самом начале рабочего дня. Исключением являются шоферы экстренных служб (скорая помощь, полиция и т.д.). Перед вызовом им не нужно посещать медика.
Внимание! Несоблюдение требований, предъявляемых к порядку проведения послерейсовых осмотров, чревато штрафами.
Особенности процедуры послерейсового осмотра:
- Проводится в конце рабочего дня для установления устойчивости организма к нагрузкам.
- Организуется и финансируется работодателем.
- Проводится медиками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующим сертификатом.
Получение результатов медосмотра
Предварительный или периодический медосмотр считается завершённым, когда выдано заключение врачей-специалистов и результаты лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров и диспансеризации.
Кроме заключения составляется заключительный акт по итогам проведения периодических остров не позднее чем через 30 дней после их завершения. В его разработке принимает участие проводившая медосмотр организация, представители работодателя и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ответственность водителя
При обострении заболеваний шофер обязан сообщить об этом медику. Взысканий за плохое самочувствие, естественно, не предусмотрено. Если в рейсе произошло отравление химическими веществами, руководство оплачивает сотруднику больничный, в тяжелых ситуациях – лечение в стационаре.
В случае, если водитель пришел на работу пьяным, под действием наркотических или психотропных препаратов, его снимают с рейса. За незаявленный простой оплату шофер не получает. Штрафы за неподобающее поведение выписывает компания. Их размер зависит от внутреннего регламента организации.
За уклонение от прохождения осмотра сотрудник может быть оштрафован на тысячу рублей. Штраф за отсутствие меток в путевом листе составит 500 рублей.
Ответственность же за нарушения регламента осмотров и их отсутствие лежит на начальстве. Финансовые взыскания недобросовестные компании ждут немалые – до миллионов рублей, если водителей в штате много.
Если же на рейс после осмотра был отправлен нетрезвый шофер, должностным лицам придется заплатить 20 тысяч рублей. Юрлица ждет наказание масштабнее – 100 тысяч рублей.
На вопрос, обязательно ли проводить послерейсовый медицинский осмотр водителя, ответ положительный. Процедуру проходят те, кто возит людей и опасные грузы. За нарушение норм законодательство предусматривает финансовые взыскания. Их налагают на фирму.
Если сотрудник после рейса жалуется на плохое самочувствие, делают дополни-тельное обследование. При токсичных отравлениях шоферам дают оплачиваемый больничный.
Проведение обязательных медицинских осмотров
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Существует 2 варианта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:
- Нанять медицинского работника в штат. Данный вариант подходит для больших организаций.
- Привлекать медицинских работников, работающих в других учреждениях. Этот вариант подходит для небольших фирм.
Кто проводит предрейсовый контроль
Законодательство устанавливает, что обязательное освидетельствование вправе осуществлять:
- лицензированные медучреждения;
- привлечённые медработники;
- медики, включённые в штат предприятия, осуществляющего перевозки.
Важно: к проведению диагностики допускаются только лица с высшим или средним медицинским образованием. При этом они обязаны иметь лицензию на этот вид деятельности (или её должно иметь медучреждение, где проводится проверка).
Некоторые предприятия, занимающиеся перевозками людей или грузов, организуют дистанционные проверки, т. е. вне стен медучреждения или медкабинета. Такой формат контроля предполагает наличие специальной аппаратуры: алкотестера, приборов для измерения температуры, давления, а также камеры для визуальной фиксации тестируемого. Кроме того, необходимо программное обеспечение, которое будет сводить все полученные данные в единую форму.
Как происходит дистанционная проверка:
- работник, используя терминал, вводит свою фамилию, имя и отчество;
- затем с помощью установленной аппаратуры проводится замер температуры и давления, измеряется количество промилле в выдыхаемом воздухе.
Медработник дистанционно через камеру следит за процессом. При наличии приемлемых показателей он выдаёт заключение, заверенное цифровой подписью.
Важно: описанный способ контроля вызывает юридические споры по поводу его правомерности. Дело в том, что в законодательных актах нет прямой ссылки на то, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей могут осуществляться с использованием телекоммуникационного оборудования.
Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля
Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:
- опрос о физическом самочувствии;
- визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
- замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
- выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
- объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
- анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).
Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.
Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.
На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:
- цена услуги;
- используемое оборудование;
- квалификация врачей;
- информация о дипломах и сертификатах.
Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.
Кому не требуется медосмотр
Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.
Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован
Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.
Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.
Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.
Как пройти медкомиссию на права: инструкция
Сначала нужно заключить договор на оказание медицинских услуг с медучреждением и произвести оплату. Следующим шагом должно стать получение бланка медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Его выдаст первый врач, которого посетит автомобилист. Этому врачу нужно будет предъявить ему паспорт, а также документ, подтверждающий оплату медосвидетельствования.
На полученной справке свои печати должны проставить все необходимые врачи. В самом конце медосвидетельствования следует обратиться к врачу-терапевту, который завершит оформление справки.
Виды медицинских осмотров и освидетельствований
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:
- обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
- обязательное медицинское освидетельствование водителей (при замене водительского удостоверения, в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами);
- внеочередное обязательное медицинское освидетельствование: когда при проведении обязательного периодического медицинского осмотра выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
- обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Как видим, отдельные виды медицинских осмотров или освидетельствований становятся обязательными при возникновении определенных обстоятельств. Однако, поскольку речь у нас идет о медицинских осмотрах, которые обязан проводить работодатель, далее подробно поговорим именно о них.
Данный Порядок рассчитан на проведение не только медосмотров предсменных либо предрейсовых, но и послесменных, а также послерейсовых. А вот те категории сотрудников, которые были бы обязаны проходить медицинское освидетельствование, не указаны. Поэтому данный Порядок в этом пункте отсылает к федеральным законам, а также есть необходимость просмотреть Трудовой кодекс. Здесь, в первую очередь, говориться, как о статье под номером 213 ТК, так и статье 23 закона № 196-ФЗ от 10.01.1995 года.
Следует уточнить, что требования, которые предъявляет Порядок, должны выполнять и индивидуальные предприниматели, если у них есть транспортное средство и они управляют им самостоятельно. А вот о сотрудниках, пользующимися собственными автомашинами, но для служебных целей, ничего не говориться. Скорее всего, медицинский осмотр проходить им не нужно.
Какая же цель поставлена перед медосмотрами? Здесь главное найти следующие признаки:
- как на работника влияют вредные факторы;
- подвержен ли сотрудник состояниям или имеет заболевание, которое могло бы помешать ему выполнять свою работу;
- алкогольное либо наркотическое и даже токсическое опьянение;
- остаточное явление после состояния опьянения.
Раньше невозможно было найти упоминания о наркотическом либо токсическом опьянении. Не говорилось и о похмелье, то есть остаточном явлении опьянения.
Главная цель послесменного, а также послерейсового медицинского осмотра – это выявить такие признаки, как:
- воздействует на сотрудника вредные факторы на производстве;
- есть ли у него острые профзаболевания либо отравления;
- опьянения, и не только алкогольное.
Если сравнивать с предсменным либо предрейсовым медосмотром, то послесменное и послерейсовое освидетельствование имеет свою, особую, задачу! А именно, нужно выявить проявилась ли острая форма профзаболевания. Тут и так все понятно – обычно, когда на человека воздействуют вредные факторы, то после смены обостряются болезни.
Пройти предрейсовый осмотр просто обязаны все водители и во время всего время своей работы в данной должности. Это очень важно, так как другие работники, пускай они и управляют транспортным средством во время своей смены, проходить такое медицинское освидетельствование не обязаны. Это касается и водителей, которые работают в экстренном оперативном отделе – им также нет необходимости проходить осмотр.
Что касается послерейсового медосмотра, то его во время всей своей работы обязаны проходить водители, если, конечно, они перевозять пассажиров либо опасные грузы. Здесь следует понимать, что данное требование обязаны выполнять не только работники специализированных парков – автобусных либо троллейбусных, но также и водители, перевозящие только тех людей, которые трудятся на их предприятии.
Проводить процедуру медицинского осмотра могут:
- медицинские работники, имеющие высшее либо среднее профильное образование;
- медицинские организации;
- организации, работающие в сфере медицинской деятельности;
- медработник, который является штатным сотрудником компании, проводящей медосмотр.
Вот только следует уточнить, что если в штате компании имеется медицинский работник, то данная организация должна иметь лицензию для проведения этой процедуры. Без лицензии могут обойтись предприятия, которые являются частной системой здравоохранения, и работают в сфере медицинской деятельности на территории «Сколково» – инновационного центра (это оговорено пунктом 46 ч.1 ст.12 закона, принятого 04.05.20011 года под номером 99-ФЗ).
И еще несколько слов о 16-19 пунктах Порядка
В том случае, когда в сотрудника после прохождения медосмотра и по его результатам не обнаружено никаких противопоказаний, тогда медик обязан поставить штамп на путевом листе, в котором говориться о том, что данный работник «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Если сравнивать с надписью, которая ставилась раньше, то она была короче, а именно «допущен к рейсу». Теперь медицинскому сотруднику нужно заверить такой штамп собственной подписью.
Когда работник возвращается после рейса и у него вновь ничего не выявлено, тогда ставиться на путевой лист штамп со следующей надписью: «прошел послерейсовый медицинский осмотр», и вновь-таки она заверяется подписью медика. Раньше данная процедура не регулировалась.
Все результаты проведенных медосмотров необходимо доводить до сведения начальства, впрочем, как и раньше. А вот способ, передающий такую информацию, законодательно не установлен.
В том случае, когда у сотрудника компании, выявляются любые симптомы болезни, тогда он получает справку, с которой ему нужно появиться в медицинском центре. Выданные справки учитывать могут только медицинские учреждения.