Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Признание бюджетного учреждения банкротом
С учетом того, что дополнительная ответственность может возникнуть только после установления невозможности взыскания денежных средств с основного должника , привлечение к субсидиарной ответственности невозможно, когда не предъявлялись требования к основному должнику и, более того, когда не установлена невозможность взыскания задолженности с него. Т.е. кредитор, являющийся взыскателем, первоначально должен заявить иск к должнику, получить исполнительный лист, направить его в службу судебных приставов-исполнителей . И, получив от приставов акты о невозможности взыскания (постановление о прекращении исполнительного производства), он имеет право предъявить иск о привлечении к субсидиарной ответственности собственника учреждения. Когда есть иные достаточные для суда доказательства отсутствия денежных средств у должника (его письма, выписка из банка, иное подтверждение неплатежеспособности), можно избежать возбуждения исполнительного производства.
Изначально, руководствуясь общими положениями о субсидиарной ответственности, предусмотренными ст. 339 Гражданского кодекса РФ, из которых следует, что для привлечения к данному виду ответственности собственника достаточно не получить удовлетворение от основного должника в разумный срок, я полагал, что нет необходимости доказывать отсутствие у должника возможности погасить долг. Однако, судебная арбитражная практика взыскания задолженности пришла к другим выводам и в настоящее время обязателен описанный в вышеприведенном абзаце процесс. Об этом же нам сказал Пленум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 22.06.2006 N 21 (в редакции от 19.04.2007) “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации”, указав, что привлечение к субсидиарной ответственности по ст. 120 Кодекса имеет свои особенности, в отличие от общего порядка, закрепленного ст. 339.
Однако, в редакции от 03.11.2006 года, ч. 2 (абзац 5) ст. 120 Гражданского кодекса РФ исключает возможность привлечения к ответственности собственника автономного учреждения . А с 08.05.2010 года законодатель абзацем 6 названной статьи вводит запрет на привлечение к субсидиарной ответственности органов государств а за деятельность бюджетного учреждения . Это ограничение не применяется к отношениям, возникшим до 01.01.2011 года. Таким образом, мы видим, как государство снимает с себя любую ответственность за учрежденные его структурами организации и их деятельность. Между тем, учреждения являются полноправными юридическими лицами в хозяйственном гражданском обороте, заключают сделки, принимают на себя большие обязательства, только порог их ответственности имеет решающие ограничения.
В настоящий момент, субсидиарная ответственность по долгам некоммерческой организации может быть применена к учредителям (собственникам) только частного или казенного учреждения. Процедура соответствует вышеописанной: производится взыскание с учреждения, направляется исполнительный лист в службу судебных приставов-исполнителей или иным образом подтверждается отсутствие денежных средств на счетах, после чего подается заявление о привлечении к субсидиарной ответственности собственника учреждения и о взыскании с него оставшейся суммы задолженности.
Когда в отношении учреждения введена процедура ликвидации, то кредитору необходимо своевременно (в течение двух месяцев после публикации) предъявить свои требования ликвидатору или ликвидационной комиссии. В таком случае, неспособность удовлетворения денежных требований устанавливается отсутствием погашения обязательства в течение ликвидации. До ее завершения необходимо подать исковое заявление о привлечении к субсидиарной ответственности. Тут надо быть внимательным, т.к. упустив указанные в данном абзаце действия кредитор (взыскатель) рискует остаться без удовлетворения. Ведь, в общем порядке, с ликвидацией юридического лица (без правопреемства) прекращаются все его права и обязанности.
Особенности правового положения казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» и «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».
Реорганизация унитарных предприятий: пошаговая инструкция
Ликвидация организации — это прекращение ее существования путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) с погашением всех ее прав и обязанностей. В соответствии с этой процедурой бывшие руководители компании и ее собственники полностью освобождаются от любых претензий со стороны кредиторов и налоговых органов.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (акционеров или дольщиков) компании. Это самый простой путь исключения компании из ЕГРЮЛ, освобождающий ответственных лиц, в частности главного бухгалтера и генерального директора, от неприятных последствий в виде субсидиарной ответственности. Худшее, что может произойти при таких обстоятельствах, — это возможные доначисления налоговых платежей, пеней и штрафов.
Собственник может принять решение о ликвидации компании по различным причинам. Согласно закону юридическое лицо ликвидируется в связи с истечением срока и/или с достижением цели, ради которой юрлицо создано. Это может произойти при реструктуризации бизнеса или из-за нерентабельности продолжения деятельности.
На заметку!
Согласно части 2 статьи 62 ГК РФ, оплата действий по ликвидации юридического лица осуществляется за счет его имущества. В том случае, когда имущества компании оказывается недостаточно для оплаты, учредители совершают указанные действия солидарно за свой счет.
Добровольная ликвидация предприятия включает в себя несколько этапов и, как показывает практика, занимает пять–шесть месяцев. Однако в некоторых случаях это может затянуться на срок до одного года.
Этап 1. Принятие решения о ликвидации, назначение ликвидатора и уведомление регистрирующего органа. Сначала проводится собрание участников и принимается решение о ликвидации компании, которое оформляется документально и подписывается всеми учредителями. В рамках данного решения осуществляется назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. Затем к членам комиссии переходят полномочия по управлению делами компании. На этом же этапе подготавливается сообщение о начале процедуры ликвидации.
Сообщение о добровольной ликвидации юридического лица подается в ИФНС. Налоговый орган вносит запись о начале ликвидации в ЕГРЮЛ и выдает соответствующий лист записи. Подать сообщение необходимо в течение трех дней с момента принятия решения. О прекращении деятельности следует сообщить и в службу занятости, если в компании оформлено более 15 человек. А вот уведомлять ПФР и ФСС необязательно — налоговики сделают это сами.
Этап 2. Публикация сообщения о ликвидации в официальных СМИ. Официальным СМИ для публикации считается еженедельный журнал «Вестник государственной регистрации».
Сообщение содержит следующую информацию:
- полное наименование юридического лица;
- ИНН;
- дату и номер решения о ликвидации;
- сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.
Этап 3. Уведомление работников организации, ее кредиторов и службы занятости о ликвидации. Работников компании и службу занятости уведомляют о сокращении штата не позднее чем за два месяца. Кредиторам также необходимо дополнительно сообщить о ликвидации не позднее чем за два месяца. Одной лишь публикации в СМИ недостаточно.
Важно!
Для того чтобы кредиторы имели возможность предъявить свои требования, они должны быть уведомлены о предстоящей ликвидации фирмы в письменной форме.
Этап 4. Прохождение налоговой проверки. Налоговый кодекс предусматривает выездную проверку компании, которая прекращает свою деятельность (пункт 11 части 1 статьи 89). Подобная налоговая проверка осуществляется независимо от того, когда и по каким причинам проводилась предыдущая. Проверяется правильность исчисления и своевременность выплаты налогов. При этом анализируются данные за период, который не превышает три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ликвидации компании. Принятие решения о необходимости налоговой проверки закон возлагает на ИФНС, а именно на руководителя налогового органа либо его заместителя. По итогам могут быть начислены дополнительные налоговые платежи, пени и штрафы.
Этап 5. Инвентаризация и составление промежуточного ликвидационного баланса, уведомление регистрирующего органа о его составлении. По истечении срока, отведенного на заявление требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ). Он имеет форму обычного бухгалтерского баланса и отражает сведения об имуществе организации, требования кредиторов и результаты их рассмотрения. Решение выносит ликвидатор, после чего уведомление об утверждении ПЛБ направляется в регистрирующие органы.
Важно!
Если ликвидационная комиссия устанавливает, что стоимости имущества компании недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, ее ликвидация производится в порядке, установленном Законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Этап 6. Расчеты с кредиторами. На этом этапе ликвидируемая компания производит расчеты с кредиторами, успевшими предъявить свои требования в установленный законом срок. Если имеющихся у ликвидируемого юрлица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает с торгов имущество, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания.
После погашения текущих расходов, необходимых для ликвидации, удовлетворяются требования кредиторов. К ним относится и выплата компенсаций, выходных пособий, платежей в бюджет.
Этап 7. Распределение оставшегося имущества компании и закрытие счета. Проводится после окончательных расчетов с кредиторами. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается учредителям, имеющим на него права.
Этап 8. Формирование ликвидационного баланса. Государственная регистрация ликвидации. Ликвидационный баланс формируется после всех расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации. На собрании учредителей принимается решение об утверждении ликвидационного баланса. После этого подготавливается заявление о регистрации факта ликвидации юрлица и оплачивается госпошлина. Также стоит учесть, что с 2019 года при подаче заявления о факте ликвидации через ЭЦП сбор за госпошлину отменен. Затем в регистрирующий орган передается пакет документов. Он включает в себя ликвидационный баланс, решение о его утверждении, квитанцию об оплате госпошлины (если подавали не через ЭЦП). По истечении пяти дней выдается лист записи о ликвидации. Процедура завершена.
Процесс добровольной ликвидации предприятия очень бюрократизирован. И потому высок риск доначисления налогов, штрафов или пеней.
В первую очередь важно определиться, кого назначить на должность ликвидатора. Именно к этому лицу перейдет руководство предприятием в период ликвидации. Таким человеком может быть и прошлый руководитель компании, и любое третье лицо. Полномочия прежнего руководства прекращаются с момента принятия решения о его увольнении и назначении ликвидатора.
Важно!
Срок проверки ликвидируемого лица налоговым органом фактически остается на усмотрение руководства ИФНС. Хотя, как гласит закон, выездная налоговая проверка не должна продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в отдельных случаях — и до шести. Процедуру ликвидации невозможно закончить до момента завершения проверки и урегулирования предъявленных в ее ходе требований налоговых органов.
Важно строго соблюдать регламент процедуры ликвидации, поскольку регистрирующие и налоговые органы выдвигают жесткие условия для выполнения обязательных действий. При нарушении срока или порядка оформления документации в ликвидации компании может быть отказано. Чтобы благополучно завершить процедуру, необходимо тщательно подготовить документы и соблюсти все требования.
К ликвидации компании путем банкротства обычно прибегают, когда юридическое лицо не в состоянии погасить свои долги. Основным документом, регламентирующим процедуру ликвидации по этой схеме, является Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Данный закон определяет понятие банкротства как полную невозможность совершения платежей должником по взятым на себя обязательствам перед персоналом и кредиторами в связи с нехваткой имущества. Заявление о признании юридического лица банкротом принимается арбитражным судом в следующих случаях:
- компания не производит обязательные выплаты кредиторам по денежным обязательствам, по возмещению выходных пособий или оплате труда либо оказывается не в состоянии исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов и иных) в течение трех месяцев;
- долговые обязательства юридического лица в совокупности составляют не менее 300 000 рублей.
На заметку
При наличии предпосылок банкротства инициировать процедуру может не только кредитор, но и сам должник.
Признание юридического лица банкротом, так же как и добровольная ликвидация компании, производится в определенном порядке и может включать следующие процедуры:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Можно ли привлечь государство к ответственности по долгам?
- Унитарные предприятия, государственные и муниципальные, относятся, согласно Гражданскому кодексу, к тому типу юридических лиц, учредители которых не являются их участниками (ст. 65.1 ГК).
Это отличает их от корпоративных организаций. Помимо ГУП и МУП к унитарным организациям относятся также учреждения, фонды и АНО.
- Второй особенностью МУП является право на имущество. В отличие от других юрлиц, МУП не является собственником (ст. 113 ГК). Он получает имущество на праве хозяйственного ведения. Собственником же будет являться муниципалитет, то есть публично-правовое образование.
Орган управления в МУП единоличный — это его руководитель. Он назначается собственником, а точнее уполномоченным им органом. Руководитель подотчетен учредителю.
Но все решения, касающиеся распоряжения имуществом, исключая недвижимость, он принимает самостоятельно.
В то же время, МУП по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом. А собственник (муниципалитет) несет субсидиарную с МУП ответственность только в том случае, когда собственного имущества предприятия окажется недостаточно. Это определяет особенности применения процедур банкротства к таким юридическим лицам.
Банкротство МУП осуществляется по общим для всех юридических лиц правилам с некоторыми особенностями. Они обусловлены особым статусом этих предприятий, их руководителя и переданного им имущества.
Дело о несостоятельности юр. лица может инициироваться самой организацией, ее должниками, а также уполномоченными органами (например, налоговой).
При первом варианте такое решение принимается ее руководителем. В случае с унитарными предприятиями это делается обычно их собственниками.
Собственник чаще всего решает ликвидировать предприятие, а в процессе уже обнаруживается его несостоятельность.
После этого руководителю МУП (ликвидирующей его комиссии) поручается подготовить и подать заявление о банкротстве.
Банкротом может признано практически любое юридическое лицо. Исключением являются учреждения, казенные предприятия, политически партии и религиозные организации (ст. 65 ГК). Их ликвидация производится в ином порядке.
Несостоятельность должна быть признана решением арбитражного суда. Для этого придется обратиться к нему с заявлением.
Сделать это могут несколько категорий лиц (ст.7 Закона):
- сам должник;
- его кредиторы;
- работники должника;
- государственные органы.
После вынесения решения о банкротстве, к должнику применяются различные предусмотренные законом процедуры.
Их цель — как можно более полно удовлетворить требования всех кредиторов. Завершается банкротство ликвидацией юридического лица.
Закон устанавливает особые правила проведения банкротства для некоторых категорий должников-юрлиц.
К таким исключениям из общего правила, согласно ст. 168 Закона относятся:
- градообразующие предприятия;
- сельхозпроизводители;
- финансовые организации;
- стратегические предприятия;
- субъекты естественных монополий;
- застройщики.
А вот ГУП и МУП в эти исключения из общего правила не вошли. Но, тем не менее, особенности банкротства этих предприятий существуют. Они связаны с правами собственника этих юридических лиц.
К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:
- наблюдение;
- санация;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- заключение мирового соглашения.
Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.
Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).
Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.
Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.
Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий (ст. 94 Закона).
Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов — арбитражных управляющих (ст. 20-26 Закона).
В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- заключении мирового соглашения;
- введении следующей процедуры — конкурсного производства.
С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.
Ее цель — максимально полное удовлетворение требований кредиторов.
С этой целью выявляется и оценивается все оставшееся у МУП имущество, которое затем будет реализовано, а средства пойдут на погашение долгов.
Благодарность Каваляускас В. А. от Астафьевой А.С. Выражаю благодарность Юридическому Агентству и в частности адвокату Каваляускас Василию Анатольевичу за квалифицированно проделанную работу. Василий Анатольевич проконсультировал и подготовил все документы, необходимые для судебного делопроизводства. По результату рассмотрения дела о защите прав потребителей, результат и высокая сумма превысили все мои ожидания. Большое спасибо за квалифицированную работу и профессионализм.
С уважением, Астафьева А.С., 01.03.2019 г.
Благодарность от Бусыгина А.И. Выражаю свою благодарность Каваляускас Василию Анатольевичу за квалифицированное ведение моего дела, грамотную консультацию и обоснование решения, которые привели к возмещению заявленных требований.
С уважением, Бусыгин Александр Иванович
26.12.2017
Благодарность Соловьеву Хочу выразить огромнейшую благодарность и признательность Соловьеву Константину Васильевичу за внимательное отношение, очень грамотную консультацию. И, если когда-нибудь мне потребуется юридическая поддержка, непременно обращусь именно к нему. Также хочу отметить Кутузову Дарью Валентиновну, которая с улыбкой встретила, ответила на некоторые интересующие меня вопросы. Желаю компании успехов, дальнейшего процветания, побольше клиентов.
Благодарность от Устиновой Т.М. Хочу выразить большую благодарность Сергею Вячеславовичу за оказанную юридическую услугу при возникшем у меня сложном отношении с ООО «Салоном красоты» и Альфа-Банком.
Устинова Т.М. 10.11.2018 г.
Благодарность от Хохлова Н.С. Я Хохлов Н.С. выражаю особую благодарность адвокату Павлюченко А.В. который защищал мои права по защите прав потребителя. Был приятно удивлен его профессионализму где он обнаружил ложный адрес моего ответчика зарегистрирован в ЕГРЮЛ, а также защищал как я считаю от необоснованных решений судьи первой инстанции. Если в дальнейшем понадобиться юридическая помощь, буду обращаться только к Павлюченко А.В.
Н.С. Хохлов 12.12.2017 г.
Благодарность от Плисецкого В.В. Прошу выразить благодарность Мавричеву Сергею Вячеславовичу за чуткое отношение и понимание к клиентам. Вопрос был разрешен в течении одного дня. Очень благодарен Сергею Вячеславовичу.
Плисецкий В.В. 19.10.2018 г.
Порядок добровольного банкротства некоммерческой организации
Для начала процесса банкротства некоммерческой организации она должна обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о банкротстве. В нем необходимо изложить следующие сведения:
- Наименование арбитражного суда.
- Сведения о кредиторах организации: наименование, реквизиты, контактные данные.
- Сведения об НКО: наименование, реквизиты, контактные сведения.
- Сведения о сумме долговых обязательств, дате их возникновения и сумме (в разбивке на величину основного долга и начисленные штрафные санкции).
- Сведения о кандидатуре арбитражного управляющего или СРО, из числа которых его предстоит выбрать.
- Сведения о величине активов НКО.
- Просьба к суду о введении процедуры банкротства и назначении кандидатуры управляющего.
- Дата подачи заявления.
- Перечень приложенных документов.
- Подпись заявителя.
Помимо искового заявления, в арбитражный суд передаются следующие документы:
- Общая документация на НКО: выписка из ЕГРЮЛ со сроком давности не более 30 дней, копия устава.
- Документы, подтверждающие полномочия заявителя: копия устава, приказ о назначении на должность директора, доверенность на представление интересов.
- Документы, подтверждающие отправку копий искового заявления всем кредиторам НКО.
- Документы, которые подтверждают уплату госпошлины за рассмотрение заявления в суде в размере 6000 р.
- Документы, которые служат основанием возникновения задолженности: исполнительные документы, гражданско-правовые или кредитные договоры и пр.
- Документы в отношении активов должника: сведения о банковских счетах, принадлежащей собственности (недвижимости, ТС и пр.).
- Прочие документы, которые сочтет необходимым приложить заявитель.
Банкротство муниципального унитарного предприятия
В связи с тем, что муниципальное унитарное предприятие (МУП) является продуктом, созданным администрацией, без прав на имущество, закрытие муниципальных предприятий отличается от других форм. Руководитель МУП, назначенный собственником-учредителем, самостоятельно решает все вопросы по поводу ведения хозяйственной деятельности, кроме отчуждения имущества. Он ведет работы самостоятельно, но с регулярной отчетностью перед учредителем. В тоже время, учредители муниципального унитарного предприятия не являются его участниками. Это играет определенную роль в успешности жизнедеятельности унитарного органа, отвечающего за свои долги имуществом учредителя. В том случае, когда имущества не хватает для расчетов с кредиторами, собственник несет субсидиарную ответственность. Он же, чаще всего, направляет в суд заявление о запуске процедуры закрытия унитарного предприятия. Кроме этого, заявление может исходить от кредиторов или фискальных органов. Решение финансовых вопросов за счет банкротства запрещено религиозным организациям, государственным предприятиям, общественным союзам.
Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия
К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:
- наблюдение;
- санация;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- заключение мирового соглашения.
Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.
Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).
Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.
Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.
Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий (ст. 94 Закона).
Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов — арбитражных управляющих (ст. 20-26 Закона).
В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- заключении мирового соглашения;
- введении следующей процедуры — конкурсного производства.
С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.
Ключевое отличие от обычной организации
Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.
Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (ст. 30 Закона). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.
После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (ст. 9 Закона). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.
Если руководитель не исполнит эту, предусмотренную законом, обязанность, он будет нести ответственность. Она заключается в обязанности возместить те убытки, которые возникнут в связи с этим нарушением (ч. 2 ст. 10 Закона).
Что относится к бюджетным учреждениям? По российскому законодательству это организации, которые создали сами органы государственной власти для научно-технических, культурных, социальных и прочих некоммерческих видов деятельности.
Они финансируются из средств бюджета государственного или местного и бывают двух типов:
- государственные;
- муниципальные.
С появлением нового закона, регламентирующего их деятельность, возникли опасения, что директора при получении финансовой свободы заиграются в самостоятельность. И это может привести их к банкротству. Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования.
У них по новому законодательству:
- расширены права по распоряжению имуществом;
- упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
- появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
- возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
- меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.
Смена формы бюджетного учреждения
По результатам финансовой работы любое новое бюджетное учреждение может быть переведено с одной формы управления на другую.
Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти .
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
К ним относят:
- партии политической направленности;
- организации, ориентированные на религиозную деятельность;
- учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.
Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.
Составление заявления
- наименование судебного органа;
- наименование и адрес заявителя;
- наименование и почтовые реквизиты АО, несостоятельность которого заявитель просит признать;
- указание на обстоятельства, из которых вытекает обязательство АО, не удовлетворенное в течение более 3 месяцев, которое явилось основанием для направления заявления;
- ссылка на нормы закона, устанавливающие признаки банкротства;
- указание суммы задолженности и периода просрочки исполнения обязательства;
- резолютивная часть с требованием о признании АО банкротом;
- перечень прилагаемых к заявлению документов, выступающих доказательствами по делу;
- дата составления документа, подпись уполномоченного лица.
Целью создания любого юридического лица является ограничение имущественных рисков его учредителя (учредителей) размерами переданного такому юридическому лицу (закрепленного за ним) имущества. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ одним из признаков юридического лица является обособленность его имущества от имущества учредителя (учредителей). На этом основании юридическое лицо, во-первых, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, как переданным юридическому лицу учредителем (учредителями), так и приобретенным в процессе хозяйственной деятельности, а во-вторых, не отвечает по обязательствам своего учредителя (учредителей) (п.
Закона о несостоятельности «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом». Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником, согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности, понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.
Основания для принудительной ликвидации
- Если заявление о признании себя банкротом подает само предприятие-должник, речь идет о плановом банкротстве. Это право предоставляется ему законом.
При возникновении обстоятельств, указывающих на наступление несостоятельности, МУП как и любое юридическое лицо может им воспользоваться. С соблюдением надлежащего порядка принятия решения.
- Если же заявление о введении в отношении МУП процедуры банкротства исходит от его кредиторов, работников, или как в случае банкротства управляющей компании ЖКХ от потребителей коммунальных услуг, то это уже принудительная ликвидация. Ее порядок такой же, как и при плановом банкротстве.
Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:
- кредиторами — по денежным обязательствам;
- работниками, в том числе бывшими — по выплате заработной платы и выходным пособиям;
- государством — по обязательным платежам (налогам и сборам).
Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего.
Ключевое отличие от обычной организации
Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.
Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.
После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.
Если руководитель не исполнит эту, предусмотренную законом, обязанность, он будет нести ответственность. Она заключается в обязанности возместить те убытки, которые возникнут в связи с этим нарушением (). Собственник же будет нести в таком случае субсидиарную ответственность ().